Социально-историческая обусловленность изнасилований

Закон и право » Криминалистическая характеристика изнасилований » Социально-историческая обусловленность изнасилований

Страница 1

Слово "изнасилование" происходит от латинского термина "rapere", означающего "красть", "хватать", "уносить". В древние времена это был один из способов добыть жену - мужчина просто насиловал желаемую женщину, а затем приводил ее в свое племя. После этого он должен был защищать свое достояние и свою честь, не позволяя другим схватить и изнасиловать свою жену. Похоже, что это было источником первых законов против изнасилования, в которых оно рассматривалось как преступление против собственности и чести, но не как преступление против женщины. Согласно Кодексу Хаммурапи - своду законов, установленных в Вавилоне около 4000 лет тому назад, человек, который изнасиловал обрученную девственницу, подвергался смертной казни. Однако если мужчина насиловал замужнюю женщину, виновным считались оба - и насильник, и его жертва, и оба подвергались казни - их топили. Библейские установления против изнасилования делают аналогичное различие с очень небольшим дополнением: замужняя женщина, подвергшаяся изнасилованию, рассматривалась как добровольная соучастница; и ее, и ее насильника убивали. Девственница считалась виновной только, если она была изнасилована в городе, где, как полагали, ее крики могли бы привлечь людей ей на помощь. Напротив, девушку, изнасилованную в поле вне городских стен, ждала пощада, поскольку никто не мог услышать ее крики. Если она была помолвлена с кем-нибудь, насильника забивали камнями до смерти, если же нет, насильник должен был заплатить ее отцу и жениться на ней (хотела она этого или нет - не имело значения).

Ещё в Библии говорится, что "если же кто в поле встретится с откроковицей обрученною и, схватив её, ляжет с нею, то должны предать смерти только мужчину, лежавшего с нею; а отроковице не делать, на ней нет преступления смертного; ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его. Ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обручённая кричала, но некому было спасти её. Если кто-нибудь встретится с девушкой необученною, и схватит её и ляжет с ней, и застанут их: То лежащий с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят сиклей серебра, а она пусть будет его женою, потому, что он опорочил её, во всю жизнь свою он не может развестись с нею" (Второзаконие, 22: 25 - 29).

В более поздние времена законы против изнасилования продолжали все более подробно описывать различные обстоятельства, на основании которых строго или менее строго выполнялся вердикт о наказании. Наказание было самым суровым, если женщина была девственницей или происходила из высшего общества. При Вильгельме Завоевателе (1035-1087) мужчина, который изнасиловал девицу высокого общественного положения, наказывался кастрацией и ослеплением. Однако вина определялась исходом битвы обвиняемого и "защитника", так что если у жертвы не было никого, кто захотел бы рисковать жизнью в бою с насильником, то у нее не было никакого способа добиться справедливости. В двенадцатом столетии бои как средство определения вины или невиновности сменили судебные заседания. Однако в глазах закона не все были равны - дворянин или рыцарь с легкостью мог обвинить кого-нибудь из своих людей в изнасиловании, дабы спасти свою репутацию и избежать возможного отцовства. В конце тринадцатого века появились два дополнительных изменения в английском законодательстве, касающиеся изнасилования: различие при изнасиловании девственницы или замужней женщины было опущено, а старый обычай наказания супружеством был упразднен. Были сформулированы главные элементы в определении изнасилования и наказания за него. Семь последующих столетий внесли очень мало изменений в этот кодекс. Несмотря на систему законов, изнасилование не всегда рассматривалось как зло. В обществе изнасилование часто квалифицировалось как проступок в зависимости от социального положения жертвы и насильника: на юге США, например, в 1940-е и 1950-е годы белого мужчину редко привлекали к суду за изнасилование черной женщины, однако черного мужчину, обвиненного в насилии над белой женщиной, наказывали моментально и жестоко. Даже сегодня в большинстве законодательств мужчину вряд ли обвинят в изнасиловании проститутки, а принудительное сношение между мужем и женой не считается изнасилованием в 38 из 50 американских штатов.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Исторический аспект развития МВД РФ
С 1802 г. исполнительная власть постепенно стала сосредоточиваться в Комитете министров и министерствах. Манифест «Об учреждении министерств» был утвержден Александром Первым 8 сентября 1802 г. В соо ...

Понятие, виды, содержание соглашений
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представит ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru