Понятие и виды обращений граждан

Страница 4

Организацию работы мы постараемся рассмотреть в следующем пункте главы, здесь же важно отметить следующее: очевидно, что действенной системы рассмотрения обращений граждан быть не может без четкой, детально разработанной процедуры, единых процессуальных норм, а их, в свою очередь не может быть без единой классификации обращений.

Существуют две основные классификации обращений: по форме и по содержанию. Первая достаточно проста - обращения классифицируются в зависимости от формы их подачи. Таких форм существует две: устная и письменная.

Правильный подход к устному обращению обеспечивает максимальную быстроту и законность его разрешения. По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться именно с устным обращением, а должностному лицу порой целесообразно постараться сразу же дать на него ответ. Таким образом, применение устных обращений способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет переписку и бумажную волокиту и помогает более оперативно решить возникший вопрос. Устные обращения могут подразделяться на личные (поданные при личной встрече) и телефонные (поданные по телефону).

Конечно, не всегда и не по всем вопросам целесообразно устное обращение. Тогда граждане могут подать письменное обращение. Такие жалобы обычно пересылаются по почте, телеграфу, лично, через секретариат.

Также следует отметить такую специфическую форму подачи обращений, как публикация в печати материалов, связанных с предложениями, заявлениями, жалобами. Впервые подобная норма была зафиксирована в п. 11 Указа Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Этот Указ впервые признал публикации в прессе обращениями. В действующем Федеральном законе этой нормы уже нет, что, с нашей точки зрения, вполне оправданно. Публикации в прессе лишены одного важного признака обращения - адресата. Они обращены «к народу», то есть ни к кому конкретно, следовательно, нельзя требовать, что бы какой то орган или должностное лицо их рассматривали. Кроме того, нет гарантии, что газету, в которой «обращение» было опубликовано, прочтет именно то должностное лицо, которое по компетенции должно его рассматривать.

Что касается классификации обращений по содержанию, то здесь ситуация значительно сложнее. В действующем законодательстве разграничения между различными видами обращений не приводится. Между тем, в работах большинства исследователей приводится большее количество разновидностей обращений.

В действиях граждан по защите своих прав реализуется одновременно и частный и публичный интерес, если обращения граждан понимаются как правозащитные, действия Н.А. Ямольская разделяла их на три разновидности, каждой из которых соответствует определенный вид обращений граждан:

- профилактические действия (цель их не в установлении нарушений, а в создании лучших условий для реализации права), их формой являются предложения;

- сигнальные действия (их цель - устранение не нарушений, а возможности их совершения, предупреждение нарушений), характерная форма - письма-сигналы.

- защитные действия (цель - защита уже нарушенных прав, устранение последствий нарушения), характерная форма - жалобы.

Подобный подход представляется нам оптимальным в качестве базы для систематизации и классификации обращений граждан по содержанию. Он дает возможность «привязать» любую разновидность обращений к трем формам «правозащитных» действий.

Помимо жалоб, заявлений и предложений возможно существование и иных форм обращений. Однако эти три вышеназванных разновидностей обращений являются, на наш взгляд, основными и наиболее распространенными.

Как показывает практика, наиболее часто встречающимся видом обращений являются жалобы граждан. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», определяет жалобу как «просьбу гражданина о восстановлении и защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц». Это определение не вполне отвечает, на наш взгляд характеристикам жалобы, поскольку жалоба далеко не всегда может быть просьбой. Исследование сущности этого института дает основание полагать, что жалобы имеют двуединое значение. Они являются с одной стороны, средством, способом защиты прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием) властных структур, а с другой - сигналом о существующих недостатках в их работе, способствуют устранению последних, улучшению работы муниципального аппарата, укреплению режима законности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Порядок предоставления платных социальных услуг
Платные социальные услуги оказываются потребителям на добровольной основе. Оказание платных социальных услуг может производиться в государственном учреждении социального обслуживания и / или на дому. ...

Методика определения размера компенсации морального вреда
В настоящее время в материальном законе отсутствует единый метод оценки размера компенсации морального вреда. А.М. Эрделевский пишет: «Проблема отсутствия точно сформулированных критерием и общего ме ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru