Понятие и виды обращений граждан

Страница 3

Несколько более оправдано научное определение обращения, предложенное С.А. Широбоковым. По его мнению, обращение - это волеизъявления индивида, выражающиеся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить защитить или восстановить права и свободы.

Часть 3 ст. 4 Федерального закона определяет трактовку понятия «предложение». С помощью данного типа обращения граждане реализуют свое право на участие в управлении делами государства. По сути, предложение представляет собой документ, в котором излагаются идеи гражданина по совершенствованию законодательства, оптимизации деятельности государственной власти и местного самоуправления, различного рода преобразованиях в обществе. Статья 8 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН) указывает, что каждый человек имеет право, индивидуально и совместно с другими, иметь реальный доступ на недискриминационной основе к участию в управлении своей страной и ведении государственных дел. Это включает, в частности, право, индивидуально и совместно с другими, представлять в правительственные органы и учреждения, а также в организации, занимающиеся ведением государственных дел, критические замечания и предложения относительно улучшения их деятельности и привлекать внимание к любому аспекту их работы, который может затруднять или сдерживать поощрение, защиту и осуществление прав человека и основных свобод.

Такой тип обращения как заявление, может преследовать одну из двух целей: «позитивную» или «негативную». Позитивной целью является просьба оказать содействие заявителю или иным лицам в реализации каких-либо конституционных прав или свобод. К «негативной» цели относится сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Негативной, цель поименована нами достаточно условно, так как, в конечном итоге, преследуется все-таки цель оптимизации, улучшения законодательства, работы государственных органов и органов местного самоуправления и должностных лиц.

Примерами позитивного заявления могут служить: заявление в органы соц. обеспечения на оформление субсидий по уплате квартплаты, заявление о бракосочетании в органы Записи актов гражданского состояния, заявление о создании юридического лица в органы налоговой инспекции. «Негативным» заявлением будет заявление в органы прокуратуры о нарушении законодательства или прав и свобод гражданина в государственных органах или органах местного самоуправления.

В литературе выделяется разное число разновидностей обращений, и классифицируются они по самым различным аспектам. А в действующих нормативно-правовых актах, регламентирующих работу с обращениями, так же используются разные классификации.

Однако проблема классификаций обращений граждан является не просто теоретической, она имеет огромное значение для практики, поскольку специфические виды обращений требуют и особой процедуры рассмотрения. В данном параграфе мы попытаемся проанализировать некоторые из существующих классификаций, уделяя внимание возможности их законодательного закрепления.

Классификация обращений граждан с позиций нормативного регулирования имеет важное значение с точки зрения технологии, поскольку разные виды обращений требуют и разные процедуры их рассмотрения, в противном случае теряется сам смысл права на обращение. Так, например, смысл жалобы состоит прежде всего в восстановлении нарушенных прав жалобщика (или устранение препятствий к реализации жалобщиком своих прав). Смысл же предложения совсем иной - внесение изменений в существующий порядок работы муниципальных органов, в нормативно-правовые акты. Предложения должны учитываться, высказанные в них предложения анализироваться, обобщаться и направляться соответствующим должностным лицам. Все эти предложения не могут и не должны быть немедленно выполнены. Случай с жалобой обратный - по каждой жалобе должны быть незамедлительно приняты меры, направленные на установление указанных жалобщиком нарушений. Соответственно, процедура рассмотрения для этих видов обращений должна быть различной.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Пути преодоления проблем в реализации молодежной политики
Демографические тенденции современной России свидетельствуют о том, что в ближайшем будущем основным трудовым ресурсом страны будет молодежь. Сегодня молодежь в России составляет 36 млн. человек. В ц ...

Объекты авторского права
Самые распространенные объекты авторского права перечислены в ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. Этот перечень охватывает основные объекты авторского права (литературные, драматические, музыкальные пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru