Общая характеристика системы МВД РФ

Страница 1

Система Министерства внутренних дел характеризуется следующими положениями:

- наличием элементов (подсистем);

- субординационными и координационными связями элементов;

- целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.

Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система Министерства внутренних дел и ее звенья вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, то есть внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, то есть вертикальными, и сотрудничества согласования, то есть горизонтальными.

Система Министерства внутренних дел построена на принципе федерализма с учетом национально-государственного и административно-территориального устройства, а также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел обуславливает не только и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, районный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел области является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями. Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.

В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства укреплению правопорядка и законности.

Система Министерства внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы Министерства внутренних дел, все системообразующие и влияющие на систему факторы.

Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности Министерства внутренних дел, причем важное место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.

Деятельность каждого звена системы Министерства внутренних дел ограничена масштабом территориальной деятельности. Эта территория может охватить Российскую Федерацию в целом, национально-государственную или административно-территориальную единицу. В соответствии с масштабом территориальной деятельности и компетенцией того или иного звена система Министерства внутренних дел подразделяется на две подсистемы: федеральные органы внутренних дел и органы внутренних дел субъектов Российской Федерации. Каждая подсистема характеризуется наличием нескольких уровней.

Федеральные органы внутренних дел подразделяются на органы различных уровней. К первому уровню относится Министерство внутренних дел России, ко второму - региональные федеральные органы внутренних дел, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России. Деятельность этих органов может осуществляться в пределах нескольких республик, краев, областей и иных территориальных единиц. Образование, реорганизация и ликвидация региональных органов производится региональным министерством внутренних дел по согласованию с субъектами Федерации, на территории которых они действуют.

В связи с учреждением федеральных округов как элемента административно-территориального деления Российской Федерации, на данный момент их восемь, появилось новое звено органов внутренних дел на федеральном уровне.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Верховный Суд Российской Федерации
Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практи ...

Проблемы налогово-правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ
Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется недостаточностью финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач. Важным фактором в решении этой проблемы явл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru