Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 7

Рассмотрение вопроса о внесении изменений в текст Конституции РФ было бы не полным без изучения вопроса о форме внесения изменений в Конституцию. В мировой практике существуют, как правило, два способа внесения изменений: инкорпорация изменений в текст конституции и изложение изменений в качестве поправок, которые существуют в форме самостоятельных нормативно – правовых актов.

Ответить на данный вопрос можно было бы однозначно: в Российской Федерации все изменения инкорпорируются непосредственно в текст Конституции. Однако, изменения в разные части Конституции РФ вносятся на разных основаниях.

Изменения в главы 1,2 и 9 инкорпорируются в текст Конституции на том основании, что Конституция принимается в новой редакции. Новый, единый текст Конституции принимается Конституционным Собранием либо на всенародном голосовании.

Поправки в Главы 3-8 Конституции РФ вносятся непосредственно в ее текст в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 года № 33- ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», пункт 2 ст. 14 которого гласит, что «Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу».

Изменения в ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации либо об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации или на основании указа Президента РФ об изменении наименования субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ является, наиболее насыщенным основным законом из известных современности с точки зрения обилия процедур, применяемых для изменения Конституции. Здесь представлены процедуры одобрения поправок к Конституции законодательным органом государственной власти, одобрения пересмотренного текста конституции на референдуме, разработки и одобрения пересмотренного текста конституции учредительным органом, одобрения поправок законодательными органами государственной власти субъектов федерации, подписания и опубликования соответствующих изменений Президентом РФ.

Конституция РФ, также, является одним из наиболее жестких основных законов. С.А. Авакьян отмечает, что «создатели действующей Конституции РФ пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования». А отсутствие федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании РФ» вообще блокирует возможность изменения наиболее существенных положений Конституции РФ.

В связи с этим, в последнее время все чаще в научных и политических кругах звучит мнение о том, что все пробелы и несоответствия, существующие в Конституции РФ, можно исправить посредством преобразования содержания конституционных положений, не изменяя сам текст Конституции РФ.

Т.Я. Хабриева, не говорит о способах преобразования Конституции как о способах изменения конституционных норм. Она называет указанные способы путями развития Конституции, «которые без дорогих инвестиций позволяют добраться до глубин еще не задействованных конституционных положений. При постепенной «амортизации» текста Конституции это наиболее бесконфликтные и оперативные способы совершенствования Основного Закона».

В.Д. Зорькин отмечает, что изменение текста Конституции РФ не только возможно, но даже необходимо, если изменения реальности покажут, что «действующая Конституция – даже посредством ее истолкования Конституционным Судом – уже не способна выполнять своих функций и не позволяет России адекватно ответить на вызовы исторического Времени».

Однако есть и противники изменения Конституции РФ посредством ее преобразования. Так С.А. Авакьян называет такие изменения Конституции «ползучим» реформированием, которое идет примерно следующими путями: во-первых, что-то подправляет Конституционный Суд РФ, во-вторых, многое исправляется практикой, в-третьих, нормы Конституции корректируются текущим регулированием. Признавая существование такого способа изменения конституций как их преобразование, С.А. Авакьян, однако, отмечает, что в подобных случаях есть опасность и обесценивания норм самой Конституции, и их изменения нормами текущего законодательства, что, по его мнению, равно нежелательно.

Практически все способы преобразования Конституции базируются, прежде всего, на толковании соответствующих конституционных положений. В связи с этим в большинстве случаев, такие способы изменения конституции применимы в основном к странам, принадлежащим к англосаксонской системе права, в которых судебный прецедент является одним из основных источников права.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Порядок исполнения и прекращения договора строительного подряда
Гражданский кодекс РСФСР (1964 года) не содержал норм о сдаче и приемке законченного строительством объекта. Данная проблема была учтена законодателем только в общей части главы 30 «Подряд» ГК РСФСР ...

Объекты правоотношений
Правоотношения возникают между субъектами, наделенными правами и обязанностями по поводу определенных объектов. Эти элементы в совокупности и составляют структуру правоотношения. В состав правоотноше ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru