Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 6

Указанная проблема требует дальнейшего изучения и урегулирования, возможно даже путем внесения изменений в текст Конституции РФ, так как без решения этой проблемы часть 5 ст. 66 Конституции РФ не может быть применима к отдельным субъектам федерации, что в свою очередь ставит под сомнение действительность положений частей 1 и 4 ст. 5 , в соответствии с которыми, все субъекты Российской Федерации являются равноправными.

Часть 2 ст. 137 Конституции РФ устанавливает, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Согласно ст. 71-73 Конституции РФ, изменение наименования субъекта Российской Федерации относится исключительно к компетенции законодательной власти данного субъекта. Включение нового наименования субъекта рассматривалось как чисто техническая операция, в связи с чем, ее порядок не был урегулирован ни самой Конституцией, ни соответствующим законом.

Государственная Дума РФ обратилась в Конституционный Суд с запросом о толковании рассматриваемой конституционно – правовой нормы, в результате чего Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 28 ноября 1995 года № 15- П установил, что соответствующие изменения в ст. 65 Конституции РФ может вноситься актом Президента Российской Федерации. При этом такой порядок внесения изменений в ст. 65 возможен только при условии, что переименование не связано с возможными отступлениями от смысла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, установленных статьями 135, 136 и 137 (часть 1) Конституции РФ.

Указанное Постановление гласит, что «новое наименование субъекта Российской Федерации, по смыслу ч. 2 ст. 137 Конституции РФ подлежащее включению в ст. 65 Конституции РФ в упрощенном порядке, не может затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно – правового статуса ее субъекта».

Таким образом, в Российской Федерации создана беспрецедентная форма внесения изменений в отдельные положения Конституции путем издания акта главы государства, т.е. в данном случае процедура является одноступенчатой и изменения вносятся не просто в порядке принятия парламентского закона, а в порядке издания подзаконного нормативного акта, которым является указ Президента РФ.

Из вышеуказанного видно, что правовые нормы, регулирующие изменение текста Конституции РФ содержатся не только непосредственно в статьях, входящих в Главу IX Конституции РФ. Помимо положений статей 134-137 Конституции РФ изменение текста Конституции регулируется также ч.3 ст. 92, запрещающей Председателю Правительства выходить с инициативой об изменении Конституции во время исполнения обязанностей Президента Российской Федерации, ст. 108, регламентирующей порядок принятия федеральных конституционных законов, на который ссылается ст. 136 Конституции РФ.

Правовые нормы, регулирующие процесс изменения текста Конституции РФ содержатся также в иных нормативно-правовых актах разного уровня. В частности, к таким нормативно-правовым актам можно отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года № 6- ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации», Федеральный закон от 4 марта 1998 года № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме того, как уже было показано выше, при применении процедур изменения Конституции РФ должны соблюдаться положения Постановлений Конституционного Суда РФ о толковании отдельных статей Конституции. Такими Постановлениями являются Постановление от 31 октября 1995 года № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции РФ, а также Постановление № 15-П от 28 ноября 1995 года по делу о толковании части 2 ст.137 Конституции РФ.

На мой взгляд, такой широкий круг нормативно- правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ, является необоснованным. Более целесообразным было бы предусмотреть все соответствующие нормы, регулирующие вопросы изменения Конституции РФ, непосредственно в главе 9 Конституции, однако, принимая во внимание, что объем соответствующих положений может быть достаточно велик, возможно, более верным решением было бы предусмотреть в статьях главы 9 ссылку на федеральный конституционный закон, который в свою очередь содержал бы все правовые нормы, регулирующие процедурные вопросы изменения Конституции РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Основания заключения срочного трудового договора
Системный анализ ст. 58 и 59 ТК РФ позволяет сделать вывод: действующий закон предусматривает два вида оснований (условий) для заключения срочного трудового договора - обязательные (законные), устано ...

Управление в сфере охраны государственной границы
Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны Государственной границы Российской Фед ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru