Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 5

Первый опыт по слиянию регионов был инициирован в декабре 2003 года, когда в результате референдума население Пермской области и Коми-Пермяцкого Автономного Округа высказалось за объединение. В итоге было принято решение о создании нового объединенного субъекта федерации. 25 марта 2004 года был принят Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми Пермяцкого автономного округа».

Указанный федеральный конституционный закон определяет цель, основания и срок образования, а также наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, порядок прекращения существования субъектов, принявших решение об образовании нового субъекта Российской Федерации, порядок и условия осуществления государственной власти в переходный период образования нового субъекта Российской Федерации.

Таким образом, с 1 декабря 2005 года в ст. 65 Конституции РФ внесены изменения, в соответствии с которыми, из указанной статьи исключены Пермская область и Коми – Пермяцкий Автономный Округ, и внесено наименование нового субъекта Российской Федерации – Пермский край.

Следующим объектом объединения стала Сибирь. В результате успешных результатов референдума Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон № 6 от 14 октября 2005 г. « Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», в соответствии с которым новый субъект - Красноярский край, который действует с 1 января 2007 г.

Третьим объектом укрупнения субъектов Российской Федерации стали Камчатская область и Корякский автономный округ. Референдум по объединению указанных субъектов РФ прошел 23 октября 2005 г. В результате положительных результатов референдума Президент подписал Федеральный конституционный закон № 2 от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», в соответствии с которым новый субъект РФ – Камчатский край действует с 1 июля 2007 г.

Интересно заметить, что в ст. 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» не предусмотрено иной процедуры образования в составе Российской Федерации нового субъекта, кроме как объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. Тем самым законодатель из всех способов изменения состава субъектов Российской Федерации стимулирует лишь укрупнение субъектов Российской Федерации путем их объединения. Данный закон не предусматривает, например, разделение субъекта Российской Федерации на два и более новых субъекта РФ, выделение одного субъекта РФ из состава другого субъекта РФ. Однако, если внимательно посмотреть на реальный процесс изменения состава субъектов РФ, то в нем можно обнаружить, что порой как объединение юридически оформляется в фактическое присоединение одних субъектов РФ к другим. Например, объединительный процесс в таких сложноустроенных субъектах Российской Федерации, как Красноярский край и Иркутская область сводятся к фактическому присоединению автономных округов к краю, области соответственно. Также, при объединении происходит и упразднение субъектов РФ. Поэтому, объединение как форма образования нового субъекта становится в определенной мере «синтетической», включающей в себя иные формы изменения субъектного состава РФ.

Состав субъектов Российской Федерации может также измениться в случае изменения статуса одного из субъектов. В соответствии с ч.5 ст. 66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации также в соответствии с федеральным конституционным законом.

Внешне проблем с внесением таких изменений в Конституцию РФ нет, однако, если разобраться более детально, можно увидеть, что изменить статус отдельных субъектов не представляется возможным. Вся проблема заключается в ст. 5 Конституции РФ, часть 1 которой гласит, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации». Наиболее ярким примером такой проблемы может служить Еврейская автономная область, которая не может поменять свой статус, так как в случае если она поменяет свой статус, изменения необходимо будет вносить не только в ст. 65 Конституции РФ, но и в ст. 5, в части исключения словосочетания «автономная область» из списка субъектов, составляющих Российскую Федерацию. Статья 5 является составной частью Главы I и изменяется в особо сложном порядке, предусмотренном ст. 135 и неосуществимым в связи с отсутствием на настоящий момент федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Также невозможным представляется изменение статуса любого другого субъекта Российской Федерации на статус «автономная область» так как словосочетание «автономная область» в ст. 5 написано в единственном числе, что исключает возможность создания в пределах Российской Федерации второй автономной области. Аналогичным образом невозможным представляется объединение, допустим, городов федерального значения Москвы и Санкт – Петербурга с соответственно с Московской и Ленинградской областями, так как в этом случае также потребуется внесение соответствующих изменений в ст. 5 Конституции РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно:

Характеристика стадии приготовления к совершению преступления
Приготовление - это начальная имеющая уголовно-правовое значение стадия совершения умышленного преступления. При нем посягательство на объект еще не осуществляется, а действия, образующие приготовлен ...

Ответственность инкубатора
1) Инкубатор отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а также имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание. 2) И ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru