Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 4

Кроме того, указанный Закон устанавливает форму нормативно-правового акта, которым вносятся поправки в Конституцию РФ. Данный нормативно – правовой акт носит наименование Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Последней процедурой изменения текста Конституции РФ, которую необходимо рассмотреть в рамках настоящей главы является процедура изменения статьи 65 Конституции РФ. Эта процедура регламентируется статьей 137, завершающей Первый раздел Конституции РФ.

В ст. 137 закреплен особый порядок изменения статьи 65 Конституции в следующих случаях:

1). в случае принятия в состав Российской Федерации нового субъекта;

2). в случае образования в составе Российской Федерации нового субъекта;

3). в случае изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

4). в случае изменения наименования субъекта Российской Федерации.

Итак, в первых трех случаях, речь идет об изменении состава субъектов Российской Федерации (количественного или «качественного»). Общим основанием для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ для первых трех вышеописанных случаев является принятие федерального конституционного закона. В последнем случае речь идет только об изменении наименования субъекта федерации, и порядок внесения изменений в ст. 65 в этом случае непосредственно не определен.

Рассмотрим более детально каждый из вышеуказанных случаев, когда может потребоваться изменения текста ст. 65 Конституции РФ.

Часть 2 ст. 65 устанавливает, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Такой федеральный конституционный закон был принят 17 декабря 2001 года – Федеральный конституционный закон № 6 – ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Он детальным образом регламентирует вопрос о порядке принятия в Российскую Федерацию иностранного государства или его части. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта осуществляется на добровольной основе по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего иностранного государства, в соответствии с международным (межгосударственным) договором о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части, заключенным Российской Федерацией с данным иностранным государством. После ратификации соответствующего международного договора принимается федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, на основании которого и вносятся соответствующие изменения в Конституцию РФ.

Вопрос о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта извне границ ее состава на практике не возникал. В реальности же возник другой вопрос – вопрос о выходе субъекта Российской Федерации из ее состава. В частности, речь идет о попытках политических сил Чечни поставить такой вопрос. Но Конституция, упоминая о возможности вступления в состав Российской Федерации нового субъекта, не предусматривает возможности отделения от нее, а, следовательно, ни один субъект не может выйти из состава Российской Федерации, пока в Конституцию не будут внесены соответствующие изменения. Такие изменения будут затрагивать положения главы 2 Конституции РФ, а, следовательно, должны будут вноситься в порядке, предусмотренном ст. 135 Конституции РФ.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта также производится на основании федерального конституционного закона. Процедуру образования в составе Российской Федерации нового субъекта регламентирует тот же федеральный конституционный закон, что и порядок присоединения к Российской Федерации нового субъекта. В соответствии с указанным законом инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам, на территории которых образуется новый субъект. Вопрос об образовании в составе Российской Федерации выносится на референдум заинтересованных субъектов. После проведения референдумов в субъектах Российской Федерации в Государственную Думу вносится проект соответствующего федерального конституционного закона, который должен быть принят в порядке, предусмотренном ст. 108 Конституции РФ. Принятый федеральный конституционный закон является основанием для внесения изменений в ст. 65 Конституции РФ.

В практике современных федеративных отношений уже имеются примеры образования новых субъектов (Пермский край, Красноярский край, Камчатский край).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Понятие и сущность административно-правовых методов
В общепринятом понимании метод означает способ, прием практического осуществления чего-либо. Применительно к государственно-управленческой деятельности – это способ, прием практической реализации зад ...

Декрет «О мире»
В декрете «О мире» II Всероссийский съезд заложил основы внешнеполитической деятельности советского государства, базирующейся – если исходить из текста – на миролюбии, неприменении насилия и самоопре ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru