Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 3

принцип представительности (члены Конституционного Собрания РФ должны представлять сложившиеся в обществе политические интересы);

члены Конституционного Собрания РФ не должны быть связаны личными или корпоративными интересами.

Указанная проблема, связанная с отсутствием федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации», на мой взгляд, должна быть решена в кратчайшие сроки, так как, в случае возникновения необходимости изменения положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, соответствующие изменения не могут быть внесены, что может негативно сказаться на конституционном регулировании наиболее существенных общественных отношений.

Следующая рассматриваемая процедура, применяемая при изменении Конституции РФ, - принятие поправок к Конституции регламентируется статьей 136. В соответствие с указанной статьей «поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Таким образом, помимо Главы 9 Конституции, процесс изменения Конституции регулируется также и частью 2 ст. 108, которая устанавливает, что «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее чем трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию».

Вместе с тем процедура принятия поправок к Конституции РФ существенно отличается от процедуры принятия федерального конституционного закона из-за необходимости получения одобрения двух третей законодательных органов субъектов федерации, а также из-за более ограниченного круга субъектов, обладающих правом внести предложение об изменении Конституции по сравнению с кругом субъектов законодательной инициативы. На это прямо указывает и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31 октября 1995 года № 12-п «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации».

Из вышеуказанного видно, что процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, как и вышеописанная процедура пересмотра Конституции РФ, носит многоступенчатый характер. В ней сочетаются процедура одобрения поправки к Конституции законодательным органом государственной власти, процедура одобрения поправки к Конституции законодательными органами государственной власти субъектов федерации, в процессе изменения Конституции также принимает участие глава государства – Президент Российской Федерации. Который подписывает и обнародует соответствующий нормативный акт о внесении изменений в Конституцию.

Однако сам текст Конституции недостаточно подробно регулирует процедуру внесения поправок в Главы 3-8, тем самым, оставляя ряд вопросов нераскрытыми. В частности не понятно, на каком этапе процесса внесения поправок, текст поправки подписывается и обнародуется Президентом РФ, сколько времени отводится на одобрение поправки к Конституции законодательными органами государственной власти субъектов федерации, а также каким нормативно-правовым актом вносится поправка непосредственно в текст Конституции.

Ответы на некоторые из этих вопросов содержатся в вышеупомянутом толковании Конституционного Суда РФ, на основании которого 4 марта 1998 года был принят Федеральный закон № 33 – ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Указанный закон устанавливает следующий порядок применения вышеуказанных процедур:

одобрение поправки двумя третями голосов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

одобрение поправки тремя четвертями голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

одобрение поправки двумя третями законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которое завершается установлением Советом Федерации результатов рассмотрения законодательными органами субъектов федерации указанной поправки к Конституции;

подписание поправки Президентом Российской Федерации и ее опубликование.

Указанный Закон отводит один год с момента принятия поправки законодательным органом государственной власти Российской Федерации для целей рассмотрения и одобрения указанной поправки законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Анализ различных взглядов на роль государства и должностных лиц в поддержании правопорядка
В общем и целом, существуют две точки зрения на роль государства по отношению к своим подданным. Первая (наполеоновская) модель строится на идее государства, обладающего силой и авторитетом в части с ...

Насильственные действия сексуального характера
Прежде всего, зададимся вопросом: что означает термин «насильственные действия сексуального характера». Словосочетание «насильственные действия сексуального характера» - понятие собирательное включаю ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru