Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 2

Перейдем к рассмотрению самих процедур, применяемых для изменения текста Конституции РФ.

Как уже было указано выше, статьи 135-137 содержат три различных правовых режима изменения Конституции, выбор каждого из этих режимов зависит от конкретных конституционных положений, которые подлежат изменению. Соответственно Конституцией закрепляются следующие способы изменения Конституции: пересмотр Конституции, принятие поправок к Конституции и изменение ст. 65 Конституции.

Статья 135 Конституции содержит описание процедуры пересмотра наиболее значимых положений Конституции, к которым относятся Глава 1 «Основы конституционного строя», Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», а также Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

В соответствии со ст. 135 «положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ , либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей».

Процедура рассмотрения предложений о пересмотре Конституции в Государственной Думе урегулирована статьей 128 Регламента Государственной Думы. В соответствии с указанной статьей предложения о пересмотре вышеуказанных глав должны поступить в Государственную Думу в сопровождении новой редакции соответствующей главы, или ее отдельных статей, частей, пунктов, а также в сопровождении обоснования данного предложения. Предложения направляются Советом Государственной Думы в комитет Государственной Думы, в ведении которого находится рассмотрение вопросов конституционного законодательства, для подготовки соответствующего заключения, после чего такое предложение включается в календарь рассмотрения вопросов.

Предложения о пересмотре глав 1, 2 и 9 Конституции считаются одобренными Государственной Думой, если за него проголосовало не менее трех пятых депутатов Государственной Думы, после чего предложение в течение пяти дней направляется на обсуждение в Совет Федерации. В соответствии с Регламентом Совета Федерации Председатель этой палаты Парламента выносит решение о включении предложения в повестку дня, после чего такое предложение также должно быть одобрено не менее чем тремя пятыми от общего числа его членов. В случае одобрения предложения Советом Федерации созывается Конституционное Собрание.

Как уже было указано, Конституционное Собрание либо принимает решение о неизменности Конституции либо разрабатывает новую Конституцию, которую принимает двумя третями голосов его членов, либо передает на всенародное голосование.

В соответствии с рассматриваемой статьей 135 Конституции РФ Конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом. Однако за более чем шестнадцатилетнюю историю действия Конституции РФ такого конституционного закона принято не было. Отсутствие федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании Российской Федерации» является основной проблемой, связанной с изменением Конституции РФ, так как его отсутствие фактически блокирует возможность изменения положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации.

Дискуссия о том, каким быть этому закону началась практически сразу после принятия Конституции. Первый законопроект был внесен в Государственную Думу еще в 1994 году. С тех пор в Государственную Думу было внесено около десяти законопроектов о Конституционном Собрании Российской Федерации, однако ни один из них не стал конституционным законом.

Острая проблема в отношении данного конституционного закона, которая вызывает бурную дискуссию в научных и политических кругах, - это вопрос формирования Конституционного Собрания Российской Федерации.

На мой взгляд, Конституционное Собрание РФ должно формироваться исходя из следующих основных принципов:

принцип профессионализма (подавляющее большинство членов Конституционного Собрания РФ должны быть профессиональными юристами и политологами);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения
Несмотря на единодушное мнение большинства ученых и политиков о необходимости реформирования Конституции Российской Федерации 1993 г., осуществить его на деле практически невозможно, поскольку Консти ...

Криминологическая характеристика личности преступника
Одним из основных составляющих предмета науки криминологии является учение о личности преступника. Без него невозможно до конца выяснить все другие криминологические проблемы, будь-то детерминанты пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru