Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Закон и право » Конституционные поправки и пересмотр Конституции » Проблемы совершенствования законодательства о порядке изменения действующей и принятия новой Конституции РФ

Страница 1

В Конституции Российской Федерации конституционно-правовые нормы о пересмотре и изменении Конституции в основной своей массе сгруппированы в отдельном блоке. Заключительная Глава 9 Первого раздела Конституции Российской Федерации полностью посвящена данным вопросам и именуется «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Указанная глава состоит из четырех статей с 134 по 137. Статья 134 Конституции определяет круг субъектов, обладающих правом выхода с инициативой о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, статьи 135-137 определяют порядок изменения разных положений Конституции. Указанные статьи содержат три различных правовых режима изменения Конституции, выбор каждого из этих режимов зависит от положений, которые подлежат изменению.

Однако прежде чем преступить к рассмотрению самих процедур, применяемых при изменении Конституции Российской Федерации, рассмотрим вопрос о субъектах права выхода с инициативой внесения изменений и пересмотра Конституции. Как уже было указано, данный вопрос регулируется статьей 134 Конституции РФ.

Круг субъектов законодательной инициативы определяется статьей 104, в которой говорится, что «право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения».

В соответствии со статьей 134 Конституции РФ «предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы».

Таким образом, из вышеперечисленных субъектов законодательной инициативы правом выходить с инициативой о поправках и пересмотре Конституции РФ не обладают вышеуказанные судебные органы, а также отдельные депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Вместо них правом инициирования поправок и пересмотра Конституции наделяются группы членов обеих палат Федерального Собрания численностью не менее одной пятой от общего состава соответствующей палаты. Кроме того, правом инициировать пересмотр Конституции и внесение в нее поправок в качестве самостоятельного субъекта наделена Государственная Дума Федерального Собрания РФ.

Необходимо отметить, что вопрос о субъектах инициативы внесения изменений в Конституцию регламентирует не только ст. 134 Конституции. Часть 3 ст. 92 Конституции РФ устанавливает, что «во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ», однако данная статья прямо запрещает в этом случае Председателю Правительства вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Из вышеизложенного видно, что Конституция РФ не наделяет население правом выхода с инициативой об изменении Конституции. «Это не значит, что граждане совершенно отстранены от возможности постановки этого вопроса. Они могут ее осуществить через своих представителей – членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, через Президента или Правительство, осуществляя свое конституционное право обращаться индивидуально или коллективно в государственные органы в соответствии со ст. 33 Конституции РФ». Объяснить это можно тем, что более высокая компетентность и высокая профессиональная подготовка работников вышеуказанных органов государственной власти, являющихся субъектами инициативы изменения Конституции позволяет более квалифицированно и грамотно определить необходимость в изменении текста Конституции, а также отразить изменения, происходящие в социальной жизни общества в тексте Конституции РФ.

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих актов (например, постановлений Государственной Думы, постановлений Правительства и т.д.). Эти акты должны приниматься с соблюдением установленных процедур и правил. В частности, акты о конституционной инициативе законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Наследование по завещанию
Выбранная мною тема работы сейчас актуальна как никогда. В качестве основного источника я взяла часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации, что дало мне свободное от чужих мнений поле дей ...

Виды экономических споров
Экономический спор – разногласия между субъектами по поводу и прав и обязанностей в сфере экономических отношений. Могут быть споры административные, трудовые, гражданско-правовые – споры в сфере пре ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru