Усыновление в Республике Беларусь: правовые проблемы и пути их решения

Закон и право » Усыновление в Республике Беларусь: правовые проблемы и пути их решения

Страница 5

Считаем необходимым отметить, что закон не определил родителей ребенка как обязательных участников процесса. Несмотря на то, что их согласие все же является существенным условием усыновления, представляется неверным с морально-этической стороны допускать в одно судебное заседание биологических родителей, которые отказались от своего ребенка, и усыновителей, которые желают взять этого ребенка на воспитание. В связи с изложенным нами сделан вывод о целесообразности истребования согласия на усыновление от биологических родителей до проведения судебного заседания по делу. Думается, что привлечение родителей в судебный процесс по делам данной категории не может быть квалифицировано как произведенное в интересах ребенка.

Если ребенок достиг возраста 10 лет, помимо согласия на усыновление необходимо его согласие на перемену имени, фамилии, места жительства. К сожалению, нет нормы в белорусском законодательстве, позволяющей спрашивать согласие ребенка на сохранение тайны усыновления. По нашему мнению приоритетом в данном случае должно быть положение ст.13 Конвенции о правах ребенка, а также ст.188 КоБС, в которых предусматривается право каждого ребенка на свободу слова, мысли, выражение своего мнения.

Некоторые авторы справедливо обращают внимание на то, что даже если усыновители с момента обращения в орган опеки и попечительства заявляют свою просьбу о сохранении тайны усыновления, то внесудебные и досудебные процедуры не составляют предмета этой тайны, так как тайна усыновления по закону возникает с момента вынесения судом решения по делу.

На начальном этапе усыновления вопрос о тайне усыновления может казаться не таким важным, но впоследствии именно он будет играть ключевую роль в характере тех отношений, которые сложатся между усыновителем и усыновленным ребенком. Родители, которые стремятся сохранить тайну усыновления, в последующем живут под страхом раскрытия этой тайны и потери статуса "биологических" родителей, а также быть отвергнутыми ребенком, когда он обнаружит, что был обманут и является не тем, кем себя считал.

Учитывая социальную направленность государственной политики Республики Беларусь и меры, принимаемые государством по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаем необходимым внести соответствующие изменения в ст.135 КоБС. Предлагаем в связи с этим изложить ч.2 ст.135 КоБС в следующей редакции: "Усыновленный ребенок имеет право с согласия усыновителей на получение до достижения им возраста 18 лет ежемесячных денежных выплат, осуществляемых в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в семьях, за исключением случаев приобретения данными лицами до достижения совершеннолетия полной дееспособности.".

Отмена усыновления возможна только в судебном порядке и осуществляется по правилам искового производства. Руководящие разъяснения на этот счет даны в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь "О судебной практике по делам об усыновлении (удочерении)", что, на наш взгляд, является упущением белорусского законодателя, поскольку данное условие является весьма значимым и должно быть отражено в актах законодательства, регулирующего институт усыновления.

Порядок отмены усыновления совершеннолетних лиц аналогичен порядку отмены усыновления несовершеннолетних, однако здесь есть свои особенности. При наличии условий, предусмотренных статьей 141 КоБС, участие органа опеки и попечительства в рассмотрении таких дел, полагаем, необязательно, поскольку все участники процесса (совершеннолетние лица) способны сами в суде защищать свои права и законные интересы.

Защищая права и законные интересы усыновленных детей законодатель предусмотрел возможность взыскания с бывшего усыновителя средств на содержание ребенка. При этом взыскание алиментов не зависит от причин, по которым была произведена отмена усыновления. Поскольку права и обязанности усыновителей приравниваются к родительским, считаем справедливым взыскание алиментов с бывших усыновителей по правилам о взыскании с биологических родителей алиментов на несовершеннолетних детей.

В начале XXI века в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества. Эта политика направлена на создание надлежащих условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Понятие пособия по безработице
Пособие по безработице – гарантированная государством материальная поддержка безработных в форме периодических выплат. Выплата пособия по безработице осуществляется за счет средств федерального бюдже ...

Контрольные полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь за деятельностью аппарата государственного управления
Комитет государственного контроля является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственно ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru