Судебная практика конституционного суда в отношении деятельности политических партий

Закон и право » Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации и практика его реализации » Судебная практика конституционного суда в отношении деятельности политических партий

Страница 2

Отдельную крупную правовую проблему, вытекающую из двойственной (гражданской и властно-политической) природы политических партий, представляет явление «партийной коррупции».

Сложность этой проблемы для нашей страны заключается в том, что, в отличие от чиновной коррупции, политическую коррупцию выявлять и оценивать гораздо сложнее. Многие из предоставляемых партийной деятельностью коррупционных возможностей не охвачены ясными правовыми санкциями. В этой сфере находятся и финансирование партий из госбюджета и спонсорских пожертвований, и порядок формирования из представителей партий законодательных органов власти, и роль приобретаемого при этом депутатского иммунитета, и подкуп избирателей, и фальсификации результатов голосований, и теневой лоббизм или перераспределение бюджетных средств в интересах определенных корпоративных групп.

Оценивая подобную практику политических партий, эксперты Всемирного банка определяют ее как продажу национальных интересов и фактическую "покупку государства". Причем особую и неуклонно растущую роль в этой практике специалисты отводят беспрецедентному повышению совокупных расходов на избирательные кампании.

Представляется, что Россия нуждается в существенной доработке законодательства в сфере предотвращения выборно-партийной коррупции. Налицо весомые основания для решений законодателя о разработке и принятии закона о финансировании выборов, а также о четкой законодательной регламентации лоббистской деятельности. Наконец, одним из важных направлений борьбы с политической коррупцией могла бы стать разработка и внедрение в практику партийного строительства и партийной деятельности (включая деятельность представителей партий в законодательных органах) этических кодексов.

Формирование института российской многопартийности началось, еще в начале XX века. Не успев окончательно оформиться, многопартийная система более чем на 70 лет трансформировалась в однопартийную. Лишь в период Перестройки практически с нуля начала формироваться современная партийная система, сталкиваясь с многочисленными трудностями, обусловленными как отсутствием определенного исторического опыта в данном вопросе, так и отсутствием на начальном этапе федерального законодательства, нормы которого четко определяли бы статус политических партий, а также различные цензы для их государственной регистрации. Окончательно данная проблема была решена лишь в 2001 году путем принятия Федерального закона «О политических партиях». Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий.

Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения (Постановление Конституционного суда от 01.02.2005 г. № 1-П).

По мере становления многопартийности партии выполняют различные функции. Все большее развитие получает конституирующая функция, которая заключается в установлении прочных двусторонних связей между политическими институтами и рядовыми избирателями. Партии осуществляют политизацию общественных интересов, которые не связаны напрямую с политическим процессом, но, будучи высказанными партиями, неизбежно приобретают политическое звучание.

Аккумулятивная функция состоит в усвоении, синтезе и последующем политическом выражении интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения. Партия должна ориентироваться на реальные интересы крупных социальных слоев, производить коррекцию программных установок в соответствии со структурными изменениями общества.

Преимущество многопартийности, хотя и относительное, в том, что выбор осуществляемой в обществе политики принадлежит самому народу, а не государственно-партийному аппарату.

Что же касается явных недостатков многопартийности, то к их числу следует отнести: сложность и громоздкость всей организации общественно-политической жизни; большую затрату государственных денежных средств и практическая невозможность проконтролировать затраты денежных средств на избирательные кампании, поступающих из иных источников, что ставит кандидатов в депутаты в неравные условия; это также неизбежность демагогии, попыток одурачивания масс, политиканство и политическое ловкачество.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие преступления
Именно при Петре I впервые появляется уже современный термин для обозначения уголовного правонарушения - «преступление». Преступления рассматривались не только как нарушение закона, но и как действие ...

Понятие, правовая природа и социальная обусловленность условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Согласно ст. 79 УК РФ условно-досрочное освобождение от отбывания наказания применяется к осужденным, если судом будет признано, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначе ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru