Судебная практика конституционного суда в отношении деятельности политических партий

Закон и право » Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации и практика его реализации » Судебная практика конституционного суда в отношении деятельности политических партий

Страница 1

В условиях быстрых изменений, происходящих в российском гражданском обществе и "партийно-политическом рельефе" государственной власти, возникает необходимость постоянного отслеживания партийно-политической ситуации, а следовательно и формирование точной и емкой нормативно-правовой базы.

Например, формулировка статьи Федерального закона "О политических партиях" не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. При оценке конституционной законности этой формулировки Конституционный Суд исходил из того, что в конкретно-исторических реалиях многонациональной и многоконфессиональной России – "конституционный принцип демократического и светского государства не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности".

В России конфессии исторически тесно связаны с этничностью, и в результате нередко приобретают политическую окраску. А у нас в стране, по данным последней переписи населения, проживает 193 этнических общности. Конституционный Суд при формировании своей правовой позиции не может игнорировать эти реалии. В условиях сохраняющейся напряженности межэтнических и межконфессиональных отношений, возрастающей активности религиозного фундаментализма и роста ксенофобских настроений, связанных с массовыми миграционными процессами, привнесение в сферу политической борьбы за власть дифференциации по этнорелигиозному признаку – чревато расколом общества по этому признаку. А это в нынешней России неизбежно приведет к межэтническим и межконфессиональным конфликтам.

Отрешившись от прошлой советской однопартийности, Россия очень резко расширила "рамки возможного" в части норм регистрации и функционирования политических партий. В кампании выборов в Государственную Думу 1995 году у нас в избирательных бюллетенях было 43 избирательных объединения. В ходе и результате указанных выборов выяснилось, что более половины голосов избирателей не было учтено при формировании законодательной власти страны. Именно этот негативный опыт побудил российского законодателя последовательно ужесточать рамки партийного строительства (включая минимальную общую численность партий, наличие и масштабы их региональных организаций), а также нормы партийного представительства в органах государственного управления по результатам выборов.

В Постановлении от февраля 2005 года № П, Конституционный Суд России указал, что федеральный законодатель, устанавливая критерии численности политических партий, призван действовать так, чтобы, с одной стороны, эти критерии не были чрезмерными и не посягали на само существо (основное содержание) права граждан на объединение, а с другой – чтобы создаваемые объединения граждан были способны выполнять свои уставные задачи и функции именно в качестве общенациональных (общероссийских) политических партий.

Сейчас законодатель установил планку минимальной численности партий на уровне 500 членов, что в условиях России фактически означает заявительный порядок партийной регистрации. К настоящему времени в стране уже зарегистрировано около 40 партий, и еще сотни заявок новых партий готовятся к подаче на регистрацию или находятся на стадии рассмотрения.

В Постановлении Конституционного Суда от 15 декабря 2004 года № 18-П сказано, что "…осуществляемое законодателем регулирование не должно искажать само существо права на объединение в политические партии, а вводимые им ограничения – создавать необоснованные препятствия для реализации конституционного права каждого на объединение и свободы создания и деятельности политических партий как общественных объединений, т.е. такие ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно значимым целям".

Одновременно в ряде Постановлений и Определений Конституционного Суда сформулированы требования к уставным нормам и характеру деятельности политических партий, обеспечивающие соблюдение демократических прав членов партии и граждан, с которыми партии вступают во взаимодействие.

В частности, Конституционный Суд определил, что:

"Исключение из партии… не может основываться на неопределенных основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности, а положения ФЗ «Об общественных объединениях» не исключают возможности судебного обжалования решений и действий руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан (в том числе и членов данной партии)".

2. "Конституционное требование о недопустимости принуждения к отказу от своих мнений и убеждений адресовано государственным органам…политическим партиям, другим общественным объединениям, их должностным лицам, всем членам общества".

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Квалифицирующие признаки разбоя
В ч. 2 ст. 179 УК РК предусматривается ответственность за квалифицированный разбой, совершенный: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с незаконным проникновением в жилище, ...

Стороны залоговых правоотношений
Сторонами залоговых правоотношений являются залогодержатель и залогодатель. Залогодержателем может являться только кредитор по обеспеченному залогом (основному) обязательству. На это прямо указывает ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru