Российская партийная система в постсоветский период

Страница 2

Таким образом, на момент первых выборов в Государственную Думу Российской Федерации отсутствовало законодательство, нормы которого вводили бы строго определенные ограничения на создание и деятельность политических партий. Однако указом Президента № 1557 в 1993 году было введено в действие положение «О выборах депутатов Государственной Думы», в соответствии с которым осуществление выборов происходило на основе смешанной избирательной системы. Данным положением было впервые законодательно введено понятие избирательного объединения. Однако нормы как данного положения, так и принятого в 1995 году Федерального закона «Об общественных объединениях» не затрагивали проблем, связанных с особым статусом политического общественного объединения.

Первоначально задача по сужению круга организаций, имеющих право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, была реализована в избирательном законодательстве. Принятый в сентябре 1997 года Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дал качественно иную правовую конструкцию избирательного объединения. Он определил его как политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются:

1) участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан;

2) участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации;

3) участие в организации и деятельности указанных органов.

Тем самым в основу правовой конструкции политического общественного объединения был положен комплексный функциональный критерий, позволяющий отделить политические общественные объединения от неполитических. Несмотря на все введения данного критерия было недостаточно. Необходимо было принятие нормативного акта, более детально регулирующего статус общественных политических объединений и политических партий. Назрела необходимость более четкого определения роли политических партий и их места в системе институтов гражданского общества.

21 июня 2001 года Государственной Думой в третьем чтении был принят Федеральный закон «О политических партиях» июля 2001 года одобрен Советом Федерации и в этот же день подписан Президентом Российской Федерации. Принятие Закона стало важным шагом в процессе правовой легитимации деятельности политических партий.

По состоянию на июль 2001 года Минюстом России официально было зарегистрировано 199 политических общественных объединений, при этом только 58 объединений имели статус политических партий. Однако принятие Закона обусловило сокращение их численности за счет ряда факторов, вытекающих из концепции Закона, среди которых можно выделить:

невозможность значительной части ранее зарегистрированных партий обеспечить выполнение требований, предусмотренных Законом (в части численности партий и ее региональных отделений);

прекращение деятельности межрегиональных и региональных политических партий, что в перспективе существенно уменьшило число коллективных политических субъектов, действующих на региональном уровне;

ужесточение законодательных ограничений на создание политических партий по национальному, профессиональному и религиозному принципу;

утрату статуса партиями, фактически прекратившими свою деятельность, но формально сохраняющими свой статус.

Таким образом, принятие данного закона способствовало упорядочению партийной системы, главным образом, путем сокращения числа партий. В настоящее время Министерством юстиции зарегистрировано 58 политических партий, крупнейшие из которых: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Яблоко», «Справедливая Россия» и «Правое дело».

Конечно, с позиций конституционного права любые попытки ограничить число партий, функционирующих в рамках партийной системы, путем введения

каких-либо лимитов на их количество изначально выглядят как незначительные. Множественность политических партий следует рассматривать не как досадное явление, требующее незамедлительной законодательной коррекции, а как практическую реализацию конституционного принципа многопартийности. Другой вопрос, что притязания на статус политической партии могут быть обусловлены специальными требованиями в части численности и территориальной сферы деятельности создаваемого объединения. И здесь законодатель вправе устанавливать определенную планку, до которой должны дотягивать все без исключения партии – как создаваемые, так и уже существующие.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Административное право Соединенных Штатов Америки
На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии. Провозглашение независимости выдвинуло на первый план идею создания самостоятельного а ...

Понятие нормы права
Норма (от латинского norma) означает правило поведения, образец (модель), точное предписание. Иными словами, норма представляет собой сведения о возможном и должном поведении участников общественных ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru