Порядок пересмотра Конституции РФ

Страница 3

В некоторых Конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще отдельных положений конституции. Так, в ст.89 Конституции Франции 1958 г. записано: "Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра". В ст.139 Конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления.

Не допускается изменение Основного закона Германии, "затрагивающее разделение федерации на земли, принципы участия земель в законодательстве или принципы, записанные в статьях 1 и 20" (ч.3 ст.79); ст.1 закрепляет неприкосновенность человеческого достоинства и, нерушимость и неотчуждаемость прав человека, а ст.20 - основы конституционного строя. Конституцией Греции запрещено вообще изменять положения, определяющие основы и форму правления государства как парламентарной республики.

Иногда конституциями устанавливается определенный период, в течение которого запрещается вносить изменения в конституцию. Так, Конституция Греции разрешает ее очередной пересмотр только спустя пять лет после окончания процедуры пересмотра.

В ряде конституций содержатся положения, запрещающие ее пересмотр в условиях посягательства на целостность территории государства (например, ст.89 Конституции Франции).

Главы Конституции, регулирующие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок изменения самой Конституции защищены в наибольшей мере. Если Федеральное Собрание посчитает большинством в три пятых голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, что нужны какие-то изменения в эти главы, оно должно созвать Конституционное Собрание - особый орган, наделенный правом решать, нужны эти изменения или нет. Если Конституционное Собрание сделает вывод о том, что изменения нужны, то оно разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Вопросы изменения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть решены законами РФ о поправках к Конституции, поскольку положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Для изменения глав 1, 2 и 9 Конституция предусматривает внесение предложений о пересмотре положений Конституции. Причем ряд важных вопросов внесения таких предложений сегодня не урегулирован. Во-первых, не предусмотрено, в какой орган должны вноситься предложения о пересмотре положений Конституции. Во вторых, Конституция не определила, какое наименование и какую правовую форму должен иметь документ, содержащий предложение о пересмотре положений Конституции.

Предложение о пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Практика применения положений статей 134 и 135 Конституции не содержит примеров оконченного рассмотрения предложений о пересмотре положений Конституции палатами Федерального Собрания. Однако такие предложения вносились. Так, в 1995 г. группа депутатов Совета Федерации внесла в Государственную Думу предложение "0 пересмотре положений ст.43 главы 2 Конституции". Государственной Думой это предложение рассмотрено не было.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Интеллектуальный продукт и его защита
Стремительный рост роли и значения интеллектуальной деятельности в социально-экономическом развитии общества, утверждение творческого умственного труда как важнейшего фактора успешного производственн ...

Субъект геноцида
Субъект преступления геноцида - одна из самых острых и спорных тем в теории международного права на сегодняшний день. Согласно статье IV Конвенции о предупреждении преступления геноцида: "Лица, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru