Порядок пересмотра Конституции РФ

Страница 2

В этом случае поправки к Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В таком порядке вносятся изменения в гл.3-8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения в Конституцию могут быть внесены только в отношении ст.65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст.65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

Конституция Российской Федерации имеет "жесткий" характер. Глава 9 Конституции предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок.

Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, что и характеризует Конституцию Российской Федерации как "жёсткую". Такое свойство обеспечивает её стабильность. Конституционные нормы не могут быть изменены произвольно, они могут быть изменены только в рамках юридических процедур, предусмотренных главой 9 Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции, в свою очередь призвана обеспечить стабильность государства, стабильность права и стабильность гражданского общества. Основной закон не должен быть орудием политической борьбы, не должен постоянно изменяться в зависимости от политической конъюнктуры.

Пересмотр Конституции означает пересмотр гл.1, 2 и 9: "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции", что, по сути, характеризует принятие нового Основного закона. В данные главы нельзя внести простые изменения, поскольку они закрепляют основные принципы государственности, провозглашают государственные ценности, охраняемые объекты и, наконец, сама Конституция регламентирует процедуру её изменения. Для того, чтобы поддерживать справедливое демократическое существование общества, необходима стабильность в гарантиях защиты прав и свобод граждан.

Конституция Российской Федерации 1993 года значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было предоставлено высшим представительным органам - Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введён принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной "гибкости", явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-93 годов. В новой Конституции этот недостаток устранён.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Обзор публикаций
К сожалению, в журналах я не так много нашел статей о деятельности военных судов и судей. Одна из самых значимых – это статья «Военная составляющая единой судебной системы» в журнале «Судья» за 2 фев ...

Нормативно-правовое регулирование процесса создания юридического лица
До недавних времен в нашей стране не существовало ни правового акта, регулирующего порядок государственной регистрации юридических лиц ни единых правил этой регистрации. Но в 1994 году было предусмот ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru