Правовой анализ пиратства по уголовному законодательству РФ

Закон и право » Уголовно-правовая характеристика пиратства » Правовой анализ пиратства по уголовному законодательству РФ

Страница 2

Обратимся к практике. Генеральной прокуратурой Российской Федерации проработан вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности по российскому законодательству лиц, совершивших пиратские действия. Как отмечалось выше, статья 227 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за пиратство - "нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, а также с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия или же эти деяния, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия". Однако практика применения этой статьи отсутствует.

Субъектом пиратства может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

В соответствии с частью 3 статьи 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности:

а) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства;

б) в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если эти лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории России.

Пиратство относится к преступлениям, преследование которых регулируется как законодательством отдельных государств, так и международным правом.

Положения о борьбе с пиратством содержатся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Конвенции о борьбе с незаконными актами против безопасности морского судоходства 1988 года, участницей которых является и Россия. Вместе с тем Конвенция 1988 года предусматривает право, а не обязанность государств устанавливать юрисдикцию в отношении актов пиратства, совершенных иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Статьей 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определено, что в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или судно, захваченное посредством пиратских действий и находящееся во власти пиратов, арестовать находящихся на них лиц и захватить находящееся на нем имущество.

При этом судебные учреждения того государства, которое совершило этот захват, могут (но не обязаны) выносить постановления о наложении наказаний и определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав добросовестных третьих лиц. Например, нападение пиратов происходит часто в районе Сомали, но передавать захваченных пиратов самим Сомали нельзя, так как в Сомали, раздираемой междоусобицами почти 20 лет, передача таких лиц в руки сомалийцев лишена всякого смысла.

Поэтому вся ответственность за проведение следственных действий и организацию судебного преследования возлагается на то государство, чей корабль совершил захват пиратов.

Однако в случае применения указанной выше статьи международного договора возникают проблемы как процессуального характера - установление личности, осуществление перевода на различные языки в ходе проверки и следствия, сбор доказательств в основном в режиме получения правовой помощи из других государств, так и экономического. Нужно транспортировать подозреваемых, содержать задержанных и осужденных, возвращать их в государство гражданства после отбытия наказания.

Видимо, с учетом этого многие государства уклоняются от привлечения пиратов к уголовной ответственности на своей территории, даже если это позволяет их законодательство. Например, Испания только собирается внести соответствующую статью в свой уголовный кодекс. Многие стремятся передать преступников государствам прибрежной зоны, которые имеют соответствующие правовые возможности. В Восточной Африке таким государством является только Кения, законодательство которой позволяет привлекать к уголовной ответственности пиратов - иностранных граждан. Германия и Франция передавали судебным органам Кении лиц, задержанных за совершение пиратства, для этого с Кенией заключены соответствующие соглашения. Не всегда удается собрать и процессуально закрепить доказательства. Например, недавно капитан французского фрегата из состава сил Евросоюза по борьбе с пиратством получил приказ отпустить трех подозреваемых. Они были задержаны 30 апреля 2009 г.на борту судна, которое посчитали плавучей базой пиратов, однако на нем не смогли обнаружить ничего, что доказывало бы причастность к преступному промыслу. Как видим, международная преступность в форме морского пиратства имеет весьма древнюю историю. Переход человечества в XXI век нисколько не означает, что оно избавилось от старых проблем. В наш век компьютеров и лазеров морское плавание остается не менее опасным, чем много столетий назад. Современные флибустьеры совершают ежегодно сотни дерзких налетов на различные типы кораблей, курсирующих в Мировом океане. В 2009 году пираты 182 раза нападали на суда в Мировом океане и даже на реках.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Социальное обеспечение
Социальное обеспечение это система мер и мероприятий, предназначенная для оказания помощи нетрудоспособным нуждающимся гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации за счет государстве ...

Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции
29 июля 2004 г. во внутриполитических событиях республики было ознаменовано обращением Алматинской Ассоциации предпринимателей к Президенту Республики Казахстан г-ну Назарбаеву Н.А. Решительность и с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru