Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Закон и право » Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации » Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Страница 4

Одно из важнейших направлений сегодняшнего этапа реформирования российского государства — перестройка государственно-политической системы страны на подлинно федеративных началах, формирование модели федерации, которая отвечала бы историческим традициям и современным реалиям России.

В данной квалификационной работе была поставлена следующая цель – изучить и проанализировать конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации. Для достижения этой цели были поставлены определенные задачи, которые планомерно выполнялись на протяжении всей квалификационной работы.

В первой главе были рассмотрены такие общетеоретические вопросы статуса субъектов в составе Российской Федерации как понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте, виды субъектов Российской Федерации и участие субъектов в решении общефедеральных вопросов и проблема федерального принуждения.

Вторая глава посвящена рассмотрению особенностей конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, а именно особенностей правового статуса Республик в составе Российской Федерации и конституционно-правового статуса областей, краев, городов федерального значения.

В третьей главе анализируются основные теоретико-правовые проблемы федеративного устройства Российской Федерации, например, такие как образование новых субъектов в составе Российской Федерации: проблемы законодательного регулирования и правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации.

В результате анализа научной литературы и действующего законодательства можно сделать вывод, что все субъекты Российской Федерации в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменён исключительно по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего субъекта.

Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия при участии Федерации, поскольку такие изменения утверждаются Советом Федерации. Границы субъектов Федерации изменялись неоднократно, например, в связи с передачей некоторых населенных пунктов из одной области в другую (например, между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской областями и т.д.). Такие изменения обусловлены, прежде всего, экономическими связями районов, тяготением населения к определенным центрам, характером путей сообщения с ними. Внутренние же административные границы субъектов (между районами, муниципальными образованиями и др.) изменяются субъектами без участия федеральных органов.

Субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, издают: законы о местном самоуправлении и организуют его. Это законодательство должно соответствовать федеральной Конституции и основным принципам федерального закона о местном самоуправлении.

Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой, которая позволяет им полностью регулировать вопросы их собственного ведения, а также вопросы совместного ведения с федерацией, если они не урегулированы ею. В основе правовой системы республик находятся их конституции, других субъектов Федерации - уставы. В настоящее время в некоторых республиках приняты различные кодексы, во всех субъектах - законы, акты президентов, правительств, губернаторов и т.д. При всех условиях, однако, правовая система каждого из субъектов Федерации является частью федеральной системы и не может находиться в противоречии с ней.

Субъекты Федерации имеют собственную сферу предметов ведения. Как отмечалось, за пределами исключительной компетенции Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и в сфере совместной компетенции (ст. 72 Конституции РФ), в той части, где не приняты федеральные законы, они вправе самостоятельно регулировать соответствующие отношения. В сфере совместной компетенции действует примат федерального права, но в сфере исполнительной компетенции субъектов верховенство имеет закон субъекта Российской Федерации.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что решить возникшие проблемы возможно путем совершенствования законодательной базы, определяющей основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Необходимо четко определить границы участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе конкретизировать полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

Дальнейшее развитие федерализма в Российской Федерации невозможно без совершенствования конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, необходимо устранить существующие противоречия и недоработки конституционных норм.

Страницы: 1 2 3 4 

Это интересно:

Основные положения о наследовании
Наследование – это распоряжение своим имуществом наследодателем на случай его смерти, в отношении принадлежащего ему имущества, иных прав, совершенное в предусмотренной законом форме и с соблюдением ...

Понятие субъекта преступления
Проблема субъекта преступления в уголовном праве давно привлекала внимание российских правоведов и криминалистов. Из анализа отечественного уголовного законодательства следует, что начиная ещё с доре ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru