Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Закон и право » Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации » Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Страница 2

В Конституции Российской Федерации можно выявить еще одно положение, которое закрепляет неравный статус для субъектов Российской Федерации. Такое ограничение установлено, например, для Еврейской автономной области. Если руководство указанного субъекта Российской Федерации изъявит желание изменить свой статус, то федеральная власть будет поставлена в щекотливое положение. Причиной всему ст. 5 Конституции России. В ч. 1 ст. 5 перечислены виды субъектов Российской Федерации, составляющих структуру Федерации, и автономная область в ней указана в единственном числе. Изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции России внести то можно, а в ст. 5 - нельзя. Она, как известно, находится в главе 1 Конституции, а ее изменение возможно только путем принятия нового Основного Закона. Поэтому невозможно упразднение всех автономных округов или субъектов определенных видов.

Некоторые исследователи не видят в этом большой проблемы. По их мнению, если у нас исчезнет реально существующая в единственном числе автономная область, то позднее может появиться другая - без изменения главы 1 федеральной Конституции. Последний подход нам кажется несколько лукавым. Ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации сформулирована в настоящем времени, а следовательно, она не оставляет места для маневра.

В 1996 г. группой авторов разработан проект Федерального конституционного закона «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации, образования в ее составе нового субъекта и принятия в Российскую Федерацию нового субъекта».

Под изменением конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации они понимают переход субъекта из одного вида в другой согласно перечню, предусмотренному в ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Такое преобразование в обязательном порядке требует внесения соответствующих изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции, определяющие состав Российской Федерации.

Иные изменения статуса субъектов Российской Федерации, например изменение объема полномочий субъекта, требующее иного или дополнительного правового регулирования, или выход автономного округа из состава области, края либо вхождение его в состав области, края и т.п., регулируются федеральными законами, договорами между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не требуют конституционного закрепления.

Глава II законопроекта объединяет рассмотрение процедурных вопросов, касающихся порядка изменения статуса субъекта Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта. Субъекты Российской Федерации, используя принадлежащее им право законодательной инициативы, вносят соответствующий законопроект в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Предварять эту инициативу должно волеизъявление местного населения. Обязательным условием и незыблемым правилом при решении вопроса об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации должно быть проведение соответствующими субъектами народного голосования (референдума). В статье 9 законопроекта указывается перечень документов, которые в обязательном порядке представляются в Государственную Думу при внесении законопроекта об изменении статуса субъекта Российской Федерации.

Среди них авторы особо выделяют заключение Уполномоченного по правам человека о соблюдении прав и свобод человека и гражданина и прав народов, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Оно, по мнению авторов, должно предупредить возможные нарушения прав человека и гражданина, а также прав народов в случае изменения статуса субъекта Российской Федерации, например межнациональные, межэтнические, межрегиональные конфликты, вынужденная миграция населения, насильственные действия и произвол со стороны органов государственной власти субъекта Федерации.

Достоинством указанного законопроекта мы считаем одновременное закрепление в нем порядка принятия в состав России нового субъекта Федерации, образование в составе Российской Федерации нового субъекта Федерации, а также изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Первые два случая являются частными случаями изменения конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Целесообразно все иные случаи закрепить в одном федеральном конституционном законе. Очевидно, что процедуры во всех случаях будут весьма схожими. Кстати, выход автономного округа из состава области и его непосредственное вхождение в область необходимо все же закрепить в таком законе, хотя вышеназванные авторы это отвергают. Тем не менее, в данном случае статус субъекта настолько изменяется, что он может потребовать внесения изменений в текст Конституции Российской Федерации. Референдум же по вопросу об изменении статуса субъекта Российской Федерации запрещен пп. 1 п. 5 ст. 6 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. N 5-Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», следовательно, для реализации подобной модели для начала потребуется внесение изменений в означенный Федеральный конституционный закон.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Оклад месячного денежного содержания
Основными элементами денежного содержания гражданского служащего являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры должностных оклад ...

Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то есть формулирует, уточняет объем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru