Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Закон и право » Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации » Правовые проблемы утраты статуса субъекта Российской Федерации

Страница 1

Дискуссионным в научной литературе остается и вопрос о присоединении одного субъекта Российской Федерации к другому субъекту Федерации либо о разделе территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации между соседними субъектами России, когда речь идет о добровольном отказе от своего конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации и включении соответствующей территории в состав другого или нескольких других субъектов Федерации.

По мнению С.А. Авакьяна, упразднение субъекта Российской Федерации, в том числе путем включения его в состав другого субъекта в виде одной или нескольких административно-территориальных единиц и раздробления территории между несколькими субъектами Российской Федерации (здесь образование нового субъекта Федерации путем слияния двух и более субъектов Федерации и есть упразднение субъектов Российской Федерации, а в этом смысле и изменение их статуса), является изменением статуса субъекта Российской Федерации.

Дамдинов Б.Д. полагает, что объединение в форме присоединения субъекта Российской Федерации к уже существующему субъекту Российской Федерации и, как следствие, изменение его территории и населения не означает изменения его статуса - необходима процедура признания прекращения существования присоединенных субъектов Российской Федерации и легитимации изменения территории и населения субъекта Российской Федерации, в состав которого вошли присоединенные субъекты федерации.

Изменение границ между субъектами федерации все же не является примером изменения статуса субъекта Российской Федерации. Конечно, территорию субъекта России при изменении границ могут сократить, однако это не означает ее полную потерю. Субъекты федерации сохраняют за собой характерные признаки своего статуса, всю полноту прав и обязанностей. В таком случае происходит лишь изменение территории, на которую распространяется юрисдикция субъекта Российской Федерации. Не является изменением статуса субъекта Российской Федерации также изменение его наименования.

Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. N 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации», изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа включаются в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации указом Президента Российской Федерации на основании решения субъекта Российской Федерации, принятого в установленном им порядке.

В спорных случаях Президент Российской Федерации использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации (согласительные полномочия). Не является изменением наименования субъекта Российской Федерации в смысле части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов Российской Федерации, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта.

На практике субъекты Российской Федерации не раз обращались к Президенту Российской Федерации с просьбой о внесении изменений в статью 65 Конституции России. Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» наименование «Ингушская Республика» заменено на «Республика Ингушетия», «Республика Северная Осетия» заменено на «Республика Северная Осетия – Алания». Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 Республика Калмыкия - переименована в Республику Калмыкия. Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 наименование «Чувашская Республика - Чаваш республики» заменено на «Чувашская Республика – Чувашия». Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Правда, А.Н. Лебедев не разделяет мнение Конституционного Суда Российской Федерации и полагает, что индивидуальное название субъекта Российской Федерации является таким же правом субъекта Федерации, как и все остальные права, следовательно, изменение этого права есть не что иное, как изменение статуса субъекта Российской Федерации.

Трудно согласиться с подобным мнением. Индивидуальное название субъекта действительно является неотъемлемым правом субъекта Российской Федерации. При изменении своего названия субъект Федерации не только не лишается его, но, наоборот, активно им пользуется. При соблюдении необходимого порядка, который сам себе субъект Российской Федерации и устанавливает, Президент Российской Федерации обязан своим указом включить изменения в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации. Кроме того, у субъекта Федерации в рамках реализации такого права нет никаких временных и количественных ограничений.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Коммерческий кредит. Общие положения, содержание
В наиболее обобщенном виде коммерческий кредит представляет собой кредитование одного предприятия другим и противопоставляется банковскому кредиту, осуществляемому исключительно банками либо другими ...

Взаимосвязь с регулятивными и охранительными нормами
Специализированные предписания отграничиваются друг от друга в зависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в процессе правового регулирования. По этому критерию их можно подразделить ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru