Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

Закон и право » Конституционно-правовой статус субъектов в составе Российской Федерации » Понятие субъектов Российской Федерации в конституционно-правовом аспекте

Страница 1

Российская Федерация - федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку. Согласно статье 65 Конституции Российской Федерации в ее составе 21 республика, 4 автономных округа, 1 автономная область, что в общем составляет 26 национально-государственных образований. А также выделяется 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, а именно 57 государственно-территориальных образований. Всего в составе Российской Федерации 83 субъекта Российской Федерации.

Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим критериям:

- не обладают суверенитетом;

- не имеют права на отделение или сецессию;

- граждане любого субъекта Российской Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории Российской Федерации;

- закон субъекта Российской Федерации не может противоречить Федеральному Закону;

- перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Виды субъектов Российской Федерации:

1. Республики в составе Российской Федерации - могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).

2. Края, области, города федерального значения в составе Российской Федерации - принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа.

3. Автономные округа и автономная область в составе Российской Федерации - по их представлению может быть принят Федеральный Закон об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» - и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава Российской Федерации может происходить в следствие:

1) Принятия в Российской Федерации нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

- объединения существующих субъектов;

- вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

- перехода из одного вида субъектов в другой;

- изменения конституционно-правового статуса субъекта.

Образование в составе Российской Федерации нового субъекта состоит из ряда этапов:

1. Заинтересованные субъекты Российской Федерации направляют президенту Российской Федерации предложение об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;

2. Вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации.

3. В случае положительного решения на референдумах проект федеральных конституционных законов об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта вносится Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации, где за его принятие должны проголосовать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его 3/4 голосов его членов.

4. После подписания закона Президентом Российской Федерации вносятся изменения в части 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

В настоящее время Указами Президента Российской Федерации в статье 65 Конституции Российской Федерации произведены следующие изменения Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ образовались в Пермский край 1 декабря 2005; Камчатская область и Корякский автономный округ преобразовались в Камчатский край 1 июля 2007; исключен из статьи 65 Усть-ордынский Бурятский автономный округ 1 января 2008; Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ преобразовались в Забайкальский край 1 марта 2008 года.

Образование нового субъекта Федерации может повлечь прекращение существования либо обоих объединяемых субъектов, либо одного из них. В этом случае произойдет присоединение территории одного субъекта Российской Федерации к территории другого субъекта, что в какой-то мере противоречит легальному смыслу образования нового субъекта, так как закон формально регламентирует лишь процедуру объединения субъектов. Логичным выглядело бы предписание понимать объединение как процесс слияния и образования нового субъекта Федерации с одновременным прекращением существования объединяемых субъектов. Допущение прекращения существования одного субъекта в результате объединения в какой-то мере ущемляет права одного из объединяющихся субъектов, так как объединение преобразуется в присоединение, формально ретушированное атрибутами согласования интересов этих субъектов.

Можно согласиться с С.А. Авакьяном, который отмечает узкое понимание образования нового субъекта как результат объединения двух и более граничащих между собой субъектов Российской Федерации. На деле образование в составе России нового субъекта может произойти и другими путями. Можно предположить следующие варианты:

Страницы: 1 2

Это интересно:

Право на обязательную долю в наследстве
Есть категория лиц, которые наследуют в любом случае, даже если по завещанию все имущество завещано другим и даже если по завещанию они лишены наследства. Это - лица, имеющие право на обязательную до ...

Понятие о психологическом портрете личности
Академик Б.Г. Ананьев, в своих работах показывал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности. Через индивидуальность проявляется уникальн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru