Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Страница 4

Не в полной мере он соответствует и Конституции Республики Беларусь. В статье 1 предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории. Этот принцип будет нарушен в случае закрепления приоритета и верховенства законов Союзного государства над законами Беларуси, что допускается частью 3 статьи 62 Договора от 8 декабря 1999 г. Данная договорная норма не соответствует и части 2 статьи 7 Конституции Беларуси, согласно которой государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Кроме того, не корреспондируются с положениями Конституции Республики Беларусь (ст. 136) положения статьи 22 Договора о создании Союзного государства, которыми предусмотрено создание единого эмиссионного центра, так как только Национальный Банк обладает исключительным правом эмиссии денег.

Нельзя признать обоснованной и реалистичной процедуру принятия Конституционного Акта. Согласно части 3 статьи 62 Договора от 8 декабря 1999 г. на референдумы предполагается вынести проект документа, который, как показано ранее, противоречит Конституции России. Однако Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ запрещено выносить на референдум Российской Федерации противоречащий Конституции РФ вопрос. Следовательно, процедура принятия Конституционного Акта должна быть увязана с национальными законами государств-участников Договора. Иначе легитимность этого Акта будет сомнительна.

Референдумам должно предшествовать рассмотрение проекта Конституционного Акта Парламентом Союзного государства. Этот орган власти по состоянию на 1 сентября 2008 г. не создан, и подготовительные работы по его созданию не ведутся. Действующие в настоящее время Парламентское Собрание России и Беларуси нельзя признать аналогом Парламента Союзного государства, поскольку они имеют разный статус. Исходя из изложенного, полагаем, что выход из сложившейся коллизии видится в пересмотре ряда положений Договора от 8 декабря 1999 г., для того чтобы не нарушились суверенитет России и Беларуси и их Конституции.

Кроме того, до принятия Конституционного Акта следовало бы принять законы Союзного государства о порядке выборов в Палату Представителей и порядке формирования Палаты Союза Парламента Союзного государства. Лишь после формирования на этой основе Парламента Союзного государства и рассмотрения этим органом проекта Конституционного Акта следует выносить его на национальные референдумы.

Несмотря на определенные сложности, принимать Конституционный Акт, на наш взгляд, необходимо потому, что он закрепит необратимость интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь, повысит их заинтересованность в укреплении Союзного государства, создаст условия для вхождения в него других государств. Осуществление объединительных процессов по меньшей мере государств, созданных на постсоветском пространстве, обусловливается происходящими в мире процессами глобализации, активностью США и военного блока НАТО, недружескими, а порой враждебными их действиями в отношении России и Беларуси. В развитии интеграции на прочной конституционно-правовой основе видится и решение многих экономических, продовольственных, социальных задач, стоящих перед Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также создание более высокого уровня деятельности по обеспечению безопасности их народов.

В Договоре о создании Союзного государства не предусмотрено обязательное принятие Конституции Союзного государства. В статье 2 этого Договора установлено, что «по мере становления Союзного государства будет рассмотрен вопрос о принятии его Конституции». Таким образом, очевидно, что государства-участники Договора не уверены в необходимости регулирования деятельности Союзного государства Конституцией. Более того, в Договоре не определены сроки рассмотрения вопроса о целесообразности принятия Конституции Союзного государства. Ведь слова «по мере становления Союзного государства» нельзя признать объективным критерием определения времени решения вопроса о принятии Конституции Союзного государства. Между тем наличие Конституции является одним из определяющих признаков функционирования развитого государства.

Конституция является универсальным юридическим документом, закрепляющим модель государства, его сущность и принципы деятельности, а также основы устройства общества и правового статуса гражданина. В конституции фиксируется структура, порядок формирования и наиболее важные полномочия органов государственной власти. Поэтому закономерно, что в подавляющем большинстве государств имеются конституции. В свое время многими государствами-членами Евросоюза было признано целесообразным регулировать отношения внутри Европейского Союза на конституционном уровне . Однако, как известно, попытка принятия Конституции Евросоюза не увенчалась успехом, но этот результат не может стать препятствием для разработки конституции Союзного государства. Прежде всего потому, что имеются принципиально иные исторические предпосылки для формирования Россией и Беларусью общей государственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Собственность каждого из супругов
В соответствии с нормами СК РФ абсолютно все супружеское имущество подразделяется на два блока: личное имущество супругов и общее имущество супругов. Сущность личного имущества супругов заключается в ...

Общая характеристика парламентской республики
«Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличитель ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru