Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Страница 3

С целью формирования единых подходов в сфере унификации законодательств настоятельно требуется создание экономико-правового совета Беларуси и России, способного разработать специальную среднесрочную программу сближения законодательств двух стран, рассчитанную на 2-3 года вперед, придав ей обязательный характер. Функции этого совета в последующем может взять на себя межгосударственный правовой комитет Союзного государства, проект которого разработан в аппарате Постоянного комитета в 2001 г.

В настоящее время можно говорить о следующих уровнях формирующейся правовой системы Союзного государства:

1. Учредительные документы Союзного государства и другие междуна-родные договоры между Российской Федерацией и Республикой Беларусь по вопросам, составляющим правовую основу деятельности Союзного государства.

2. Нормативные правовые акты органов Союзного государства, принятые в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном Договором о создании Союзного государства.

3. Нормативные правовые акты, принятые органами государств- участников Союзного государства для обеспечения реализации задач в порядке, предусмотренном для выполнения международно-правовых обязательств.

4. Унифицированные правовые нормы законодательства государств- участников (унифицированные кодексы и иные законодательные акты), принятые в целях их согласованного развития.

5. Юридическая практика по реализации нормативных правовых актов, составляющих систему союзного права.

6. Правовая культура и правосознание граждан Союзного государства (мы исходим из такого понимания правовой системы, при котором правовая культура и правосознание являются ее подсистемами, влияющими на правовую доктрину развития Союзного государства - идеологию государственного воссоединения).

Также, необходимо установить жесткий механизм реализации решений, принимаемых в рамках исключительной компетенции Союзного государства. Вне пределов предметов исключительного ведения Союзного государства его субъекты сохраняют государственный суверенитет. Такое положение позволит избежать коллизий полномочий Союзного государства и субъекты Союзного государства, что обеспечит эффективное достижение целей создания Союзного государства. Подобная практика существует в Европейском союзе, где предусматривается исключительная компетенция и полномочия Евросоюза по определенным сферам жизнедеятельности. Правовая регламентация в рамках исключительной компетенции Евросоюза осуществляется только нормативными правовыми актами Евросоюза, имеющими обязательность для исполнения, прямое действие и обеспечены юрисдикционной защитой. Для осуществления подобного механизма государствами-членами Евросоюза внесены соответствующие изменения в национальные конституции.

Следующие главы проекта Конституционного Акта посвящены Союзному бюджету, органам и актам Союзного государства, а также порядку его принятия и вступления в силу. Всего в данном проекте 68 статей. Судя по содержанию статьи 63 проекта Конституционного Акта он будет обладать высшей юридической силой по отношению к актам Союзного государства и актам субъектов Союзного государства по вопросам, переданным в ведение Союзного государства до принятия его Конституции.

Таким образом, структура проекта построена в основном по схеме, которая характерна для Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, что в дальнейшем существенно облегчит разработку Конституции Союзного государства.

В то же время очевидно, что разработчики анализируемого проекта Конституционного Акта вышли за пределы предназначения названного в статье 62 Договора от 8 декабря 1999 г. Конституционного Акта. В данной статье предусмотрено, что он должен регулировать государственное устройство Союзного государства и его правовую систему. Думается, что подготовка проекта Конституционного Акта, ограничивающего его поле деятельности рамками статьи 62 Договора о создании Союзного государства, не только позволит достаточно оперативно принять его. Такое ограничение более полно будет соответствовать сущности Конституционного Акта, в котором видится документ, не подменяющий конституцию, а предшествующий ей и принимаемый для апробации определения устоев государства, в частности закрепления государственного устройства.

Таким образом, на наш взгляд, на стадии разработки проекта выявились определенные противоречия между Конституцией Российской Федерации и некоторыми положениями проекта Конституционного Акта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Сущность государственного управления
Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права. Термин «го ...

Возникновение и прекращение права собственности крестьянских хозяйств
Возникновение права собственности связывается с наступлением определенных юридических фактов, именуемых основаниями приобретения права собственности, не исчерпывающий перечень которых содержится в гл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru