Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Перспективы развития конституционно-правового регулирования Союзного государства

Страница 1

Статьей 62 Договора о создании Союзного государства предусмотрено принятие Конституционного Акта для определения государственного устройства Союзного государства и его правовой системы. Таким образом, необходимость принятия этого Акта обусловлена договорными обязательствами государств-участников Договора от 8 декабря 1999 г. Кроме того, Конституционный Акт нужен для придания институтам Союзного государства легитимного характера . При этом Конституционный Акт создаст прочную нормативно-правовую основу для Союзного государства и будет свидетельствовать о завершении перехода регулирования его деятельности договорами и соглашениями к конституционно-правовому регулированию. Кроме этого, возникнут условия для разработки и принятия Конституции Союзного государства.

Разработка проекта Конституционного Акта затянулась. Российско- белорусская комиссия по его подготовке была создана постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства 20 января 2003 г. Но только 1 ноября 2007 г. председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров заявил: «После марта 2008 г. (время выборов нового Президента РФ) имеются организационные возможности для проведения референдума по Конституционному Акту Союзного государства». Реагируя на это сообщение, Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин сказал: «Этот вопрос назрел давным-давно. Нам сегодня нужны законы, нормативно-правовая база Союзного государства. Реальная ситуация такова: создадим нормативно-правовую базу, примем Конституционный Акт - и тогда можно будет решать в полной мере вопросы об инвестициях в союзное строительство . Посмотрите на Евросоюз - несколько десятков государств договорились. Мы по сути одна страна, говорим на одном языке, а договориться пока не можем».

Оптимистический прогноз В. Чурова не нашел подтверждения в посланиях Президентов России и Беларуси от 2 апреля 2008 г. по случаю Дня единения народов России и Беларуси. Отмечая наращивание взаимодействия России и Беларуси в различных сферах деятельности, оба президента не коснулись темы принятия Конституционного Акта . Думается, это свидетельствует о несогласованности позиций политического руководства обоих государств о его со-держании.

Главное предназначение Конституционного Акта видится в переходе от договорных межгосударственных отношений к более устойчивым конституционно-правовым, в открытии «шлюзов» для начала разработки Конституции Союзного государства. Однако представляется, что укрепление Союзного государства должно осуществляться главным образом путем расширения экономического пространства, повышения уровня эффективности сотрудничества России и Беларуси в таможенной, оборонной и других сферах.

О сложности согласования позиций Российской Федерации и Республики Беларусь по содержанию Конституционного Акта свидетельствует, что до настоящего времени его проект не опубликован в официальных изданиях России и Беларуси. Неофициально публиковались две версии Акта . Кроме того, авторский вариант проекта опубликовал А. С. Автономов. Мы раскрываем проект Конституционного Акта, который рассматривался в 2006 г. Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. По своей структуре и содержанию проект Конституционного Акта Союзного государства близок к конституциям. В нем имеются преамбула, подтверждающая общую историческую судьбу народов Республики Беларусь и Российской Федерации и восемь глав, предполагающих регулирование наиболее важных общественных отношений, связанных с уст-ройством и функционированием Союзного государства.

В отличие от Конституций Российской Федерации и Республики Беларусь, начинающихся со структурных частей «Основы конституционного строя», первая глава проекта Конституционного акта Союзного государства называется «Цели, принципы и устройство Союзного государства». Однако по содержанию эта глава раскрывает основы конституционного строя Союзного государства. Согласно статье 1 проекта Конституционного Акта деятельность Союзного государства должна основываться на тех же ценностях, что и деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь. Его первостепенными принципами являются уважение человеческого достоинства, признание и защита прав и свобод человека. Равно как Российская Федерация и Республика Беларусь, Союзное государство является правовым, демократическим, социальным и светским государством. Такое совпадение принципов и признаков названных государств вполне закономерно. Ведь Союзное государство не должно отличаться по своей сути от государств-учредителей. В близости характеристик государств-учредителей и учреждаемого ими государства видится важное условие ускорения интеграционных процессов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Основания наступления материальной ответственности руководителя организации
Выявление особенностей материальной ответственности руководителя следует начать с определения понятия материальной ответственности. В современной юридической литературе материальная ответственность ч ...

Личные карточки уволенных работников
В архив передаются только личные карточки уволенных работников. Дела формируются по году увольнения работников, например, личные карточки работников, уволенных в 2003 году и т.д. Если в деле более 25 ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru