Особенности правового статуса Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Особенности правового статуса Союзного государства

Страница 2

Такой статус межгосударственного объединения России и Беларуси представляется оптимальным. При этом и русские и белорусы, имея свою государственность, могут осознавать себя и гражданами общего государства.

Данный статус Союзного государства соответствует и мировым тенденциям развития государств и их объединений. Процесс международного сотрудничества государств на современном этапе характеризуется, как справедливо отмечает Э. Л. Кузьмин, переуступкой части государственных полномочий международным организациям и наднациональным органам, что проявляется, например, в Евросоюзе. Э. Л. Кузьмин отмечает, что при этом происходит «диффузия» (распыление) или «дисперсия» (расслоение) суверенитета. Однако в то же время за государством сохраняется приоритет при реализации суверенитета .

В понятии «Союзное государство» мы соединяем тип, форму и его название. Словосочетание «Союзное государство», во-первых, подчеркивает, что данное государство представляет собой объединение государств на основе признания его участниками общих интересов; во-вторых, не позволяет растворить меньшее государство в большем государстве; в-третьих, гарантирует сохранение суверенитета Российской Федерации и Республики Беларусь, их международной правосубъектности; в-четвертых, закрепляет возможность присоединения к Союзному государству новых государств. При этом, в случае присоединения к нему новых участников, не потребуется ни изменять его сущность, ни название. Важно иметь в виду, что Союзное государство должно воспринять основные признаки его учредителей. В связи с этим Союзное государство следует характеризовать как демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления. Но для этого ему предстоит решать многочисленные задачи.

Во-первых, чтобы быть демократическим, государство должно обеспечивать проведение регулярных, свободных, справедливых выборов в органы государственной власти, обеспечивать реальный политический и идеологический плюрализм, разделение властей, гарантировать политические права и свободы граждан, привлекать граждан к решению важных государственных задач путем проведения референдумов, организации обсуждения законопроектов, обеспечивать подотчетность избирателям выборных органов.

Во-вторых, правовым может считаться то государство, в котором реально обеспечено «господство» закона, в котором общество, государство и граждане строго соблюдают правовые предписания, не допускают отступления от их требований при решении урегулированных нормативными правовыми актами общественных отношений.

В-третьих, определение «социальное» означает, что государство во главу угла своей деятельности ставит обеспечение надлежащего благосостояния граждан, организацию их гармоничного развития, заботу об их здоровье, предоставление возможности трудиться в меру своих способностей.

Социальное государство гарантирует защищенность граждан, недопущение существенного неравенства в распределении материальных благ, стремится установить социальную справедливость.

В-четвертых, светским является государство, в котором не допускается вмешательство религиозных организаций в деятельности государства и общества, где отсутствует обязательная государственная религия.

Согласно статье 1 Договора о создании Союзного государства его учредители выделяют только два признака этого государства. Оно должно быть демократическим и правовым. Однако, исходя из содержания Договора, можно предположить, что Союзное государство воспримет и другие названные признаки своих учредителей. Для того чтобы Союзное государство соответствовало перечисленным признакам, Российской Федерации и Республике Беларусь не нужно наделять его государственным суверенитетом. Данные качества приобретаются в процессе организации внутренней деятельности государства.

В целом, становление Союзного государства видится не как одномоментная акция, а как достаточно длительный процесс, что обусловлено глобальностью его целей. Так, согласно статье 2 анализируемого Договора Союзное государство должно, прежде всего, обеспечивать повышение уровня благосостояния и уровня жизни братских народов, создавать единое экономическое пространство, обеспечивать соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина. К числу целей его деятельности отнесено создание правовой системы Союзного государства. По своему содержанию правовая система должна быть правовой системой демократического государства. Демократизм является своеобразным критерием для включения в формируемую систему ее составных частей. Ведь в демократическом Союзном государстве, которое согласно статье 1 Договора создают Российская Федерация и Республика Беларусь, может действовать только правовая система, состоящая из законодательных актов, принятых демократическим путем и предназначенных для решения государственных и общественных задач демократическим путем.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации
Порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3–8 Конституции Российской Федерации определяется статьями 108, 134, 136 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке принят ...

Виды наказаний
Еще больше усложняется система наказаний (схема 2). схема 2 Преступления и наказания по Артикулу Воинскому 1715 г. Виды наказаний   Виды преступлений простая Преступления против веры   Смер ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru