Особенности правового статуса Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Особенности правового статуса Союзного государства

Страница 1

Со времени принятия Договора о создании Союзного государства не утихают споры о сущности образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь государства. Ученые - государствоведы в данном споре видят две составляющие - теоретическую и научно-практическую. Теоретическое направление спора обусловлено необходимостью определения формы Союзного государства в рамках известных форм государственного устройства (федерация, конфедерация, уния, унитарное государство). Интерес к научно- практической стороне спора обусловлен необходимостью формирования органов Союзного государства и определения их компетенции.

Постепенное развитие интеграционных процессов России и Беларуси исследовал С. А. Авакьян. Создание Союзного государства он характеризует как третий этап их сближения. Предшествующими этапами были международно-правовой союз и конфедерация. При этом, по мнению, С. А. Авакьяна, Союзное государство представляет собой своеобразный синтез конфедерации и федерации . На наш взгляд, С. А. Авакьян вполне обоснованно видит в нем самостоятельный вид объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает многие черты, характерные для единого государства.

Таким образом, в научной литературе выделяются прежде всего федеральные признаки Союзного государства. Анализ Договора о создании Союзного государства показывает, что суждения о создании Союзного государства в форме федеративного государства имеют основания. В названном договоре зафиксированы некоторые черты Союзного государства, которые свойственны федерациям. К таковым относится наличие у Союзного государства собственных органов государственной власти, которые наделены исключительной компетенцией, характерной для федеративного государства, имеют возможность принимать законодательные акты в форме основ законодательства. Такие акты развиваются в законодательстве субъектов федерации. При этом основы законодательства имеют приоритет по отношению к законодательству субъектов федерации. Федерации имеют единую территорию, состоящую из территорий ее субъектов, и единое гражданство.

Одной из особенностей Союзного государства является то, что на его территории существует два суверенных государства. В этой связи автор, справедливо отмечает, что «конфедерация из двух суверенных государств это более понятное международно-правовое образование, чем одно государство из двух суверенных государств».

Кроме названных признаков, конфедеративные начала Союзного государства проявляются в том, что его члены руководствуются принципом равноправия, каждая сторона имеет по одному голосу. Этот порядок принятия решений подтверждает приоритет договорных отношений. Сам Договор о создании Союзного государства по своему содержанию также представляет собой соглашение государств, избравших конфедеративный вариант сотрудничества. Нам представляется, что новое российско-белорусское государственное образование не утратило черты и межгосударственной организации. Во-первых, в Договоре о создании Союзного государства используется термин «государства - участники», что характерно при создании государствами межгосударственных организаций. Во-вторых, Союзное государство не имеет собственных источников существования. Его бюджет образуется из взносов Российской Федерации и Республики Беларусь. Такая форма финансирования характерна для межгосударственных организаций. В-третьих, Союзное государство является правопреемником межгосударственного образования - Союза России и Беларуси, которое, как отмечалось, было признано Организацией Объединенных Наций международной организацией. Естественно, что Союзное государство не избавилось от черт, присущих международным организациям.

Вышеизложенное позволяет нам характеризовать Союзное государство России и Беларуси как новый тип государственного объединения, соединяющего признаки федерации, конфедерации и межгосударственной организации. Оснований для того, чтобы считать Союзное государство полноценным государством, пока нет. Прежде всего потому, что оно не обладает государственным суверенитетом. Под таковым традиционно понимается верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полнота законодательной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении .

В целом, исходя из анализа Договора от 8 декабря 1999 г., следует сделать вывод о том, что концептуальную основу интеграционных процессов и функционирования Союзного государства составляет сохранение суверенитета Беларуси и России.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Виды правовых норм
Классификация правовых норм может быть осуществлена по различным основаниям. По предмету правового регулирования нормы права подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовны ...

Основные проблемы развития информационной политики РФ и перспективы становления нового типа экономического роста
Государственная информационная политика есть неотъемлемая составляющая внешней и внутренней политики российского государства. Достижения или провалы информационной политики будут оказывать непосредст ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru