Особенности правового статуса Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Особенности правового статуса Союзного государства

Страница 1

Со времени принятия Договора о создании Союзного государства не утихают споры о сущности образованного Российской Федерацией и Республикой Беларусь государства. Ученые - государствоведы в данном споре видят две составляющие - теоретическую и научно-практическую. Теоретическое направление спора обусловлено необходимостью определения формы Союзного государства в рамках известных форм государственного устройства (федерация, конфедерация, уния, унитарное государство). Интерес к научно- практической стороне спора обусловлен необходимостью формирования органов Союзного государства и определения их компетенции.

Постепенное развитие интеграционных процессов России и Беларуси исследовал С. А. Авакьян. Создание Союзного государства он характеризует как третий этап их сближения. Предшествующими этапами были международно-правовой союз и конфедерация. При этом, по мнению, С. А. Авакьяна, Союзное государство представляет собой своеобразный синтез конфедерации и федерации . На наш взгляд, С. А. Авакьян вполне обоснованно видит в нем самостоятельный вид объединения государств, при котором союз сохраняет определенные черты международно-правового объединения, но одновременно приобретает многие черты, характерные для единого государства.

Таким образом, в научной литературе выделяются прежде всего федеральные признаки Союзного государства. Анализ Договора о создании Союзного государства показывает, что суждения о создании Союзного государства в форме федеративного государства имеют основания. В названном договоре зафиксированы некоторые черты Союзного государства, которые свойственны федерациям. К таковым относится наличие у Союзного государства собственных органов государственной власти, которые наделены исключительной компетенцией, характерной для федеративного государства, имеют возможность принимать законодательные акты в форме основ законодательства. Такие акты развиваются в законодательстве субъектов федерации. При этом основы законодательства имеют приоритет по отношению к законодательству субъектов федерации. Федерации имеют единую территорию, состоящую из территорий ее субъектов, и единое гражданство.

Одной из особенностей Союзного государства является то, что на его территории существует два суверенных государства. В этой связи автор, справедливо отмечает, что «конфедерация из двух суверенных государств это более понятное международно-правовое образование, чем одно государство из двух суверенных государств».

Кроме названных признаков, конфедеративные начала Союзного государства проявляются в том, что его члены руководствуются принципом равноправия, каждая сторона имеет по одному голосу. Этот порядок принятия решений подтверждает приоритет договорных отношений. Сам Договор о создании Союзного государства по своему содержанию также представляет собой соглашение государств, избравших конфедеративный вариант сотрудничества. Нам представляется, что новое российско-белорусское государственное образование не утратило черты и межгосударственной организации. Во-первых, в Договоре о создании Союзного государства используется термин «государства - участники», что характерно при создании государствами межгосударственных организаций. Во-вторых, Союзное государство не имеет собственных источников существования. Его бюджет образуется из взносов Российской Федерации и Республики Беларусь. Такая форма финансирования характерна для межгосударственных организаций. В-третьих, Союзное государство является правопреемником межгосударственного образования - Союза России и Беларуси, которое, как отмечалось, было признано Организацией Объединенных Наций международной организацией. Естественно, что Союзное государство не избавилось от черт, присущих международным организациям.

Вышеизложенное позволяет нам характеризовать Союзное государство России и Беларуси как новый тип государственного объединения, соединяющего признаки федерации, конфедерации и межгосударственной организации. Оснований для того, чтобы считать Союзное государство полноценным государством, пока нет. Прежде всего потому, что оно не обладает государственным суверенитетом. Под таковым традиционно понимается верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полнота законодательной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении .

В целом, исходя из анализа Договора от 8 декабря 1999 г., следует сделать вывод о том, что концептуальную основу интеграционных процессов и функционирования Союзного государства составляет сохранение суверенитета Беларуси и России.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Принципы осуществления правосудия
Принципы правосудия – общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие – судов. Принципы правосудия опре ...

Общая характеристика института собственности
Собственность - одна из опор общества, и отношение к ней во многом определяет ход общественных процессов. Поэтому вполне объясним и особый научный интерес к проблеме собственности. Прежде чем изучить ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru