Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Страница 4

Особенностью рассматриваемого белорусского закона является то, что к ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов подключены общественные организации (объединения) потребителей, другие общественные объединения, уставы которых ставят своей целью защиту потребителей от злоупотреблений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Подобный закон действует и в Российской Федерации. Он принят 26 июля 2006 г. и называется «О защите конкуренции»". Этот федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями Федерального закона «О защите конкуренции» являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Как и соответствующий белорусский закон, федеральный закон «О защите конкуренции» содержит комплекс мер, осуществляемых государством для борьбы с недобросовестной конкуренцией, среди хозяйствующих субъектов.

На упорядочение деятельности естественных монополий направлен Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147- ФЗ «О естественных монополиях» . Он регулирует правовые отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий. В то же время, равно как и в Республике Беларусь, главным отраслевым законодательным актом развивающим экономические основы конституционного строя в Российской Федерации является Гражданский кодекс РФ.

Таким образом, в обоих государствах экономические основы их конституционного строя развиваются в национальном законодательстве, которое устанавливает правовой статус хозяйствующих объединений, способствует развитию добросовестной конкуренции, стимулирует добросовестных товаропроизводителей, препятствует монополистической деятельности в сфере экономики.

Социальная основа конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь нашла развитие и закрепление в главе (разделе) Конституций этих государств, посвященных правам человека и гражданина. При этом отсутствуют какие - либо признаки на деление людей по принадлежности к классам или другим крупным социальным группам. Доминирующим является принцип равноправия граждан, что обеспечивается установлением запрета на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В системе социальных прав в обеих Конституциях приоритет отдается праву на труд и его реализации. В статье 41 Конституции Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. При этом утверждается право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

Думается, что акцент на учет общественных потребностей - своеобразная дань былого существования Республики Беларусь как социалистического государства, ибо в условиях рыночных отношений ориентация на общественные потребности вряд ли уместна, так как ограничивает свободу труда. В этом отношении статья 37 Конституции Российской Федерации более верно отражает дух времени и особенности нового конституционного строя. В названной статье прежде всего утверждается, что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В обеих Конституциях закрепляется право на здоровые и безопасные условия труда. Российская Конституция в статье 37 определяет, что право на труд должно осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд не должно подвергаться дискриминации. Оплата труда не должна быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В названной статье установлено и право на защиту от безработицы. В Конституции Республики Беларуси закрепляются обязанности государства создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости гражданина по независящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Сотрудничество в области внутренних дел и правосудия
Начало сотрудничеству в области внутренних дел и правосудия было положено в 1975 созданием межправительственной группы ТРЕВИ («международный терроризм, радикализм, экстремизм, насилие» – TREVI group) ...

Трудовые отпуска. Порядок исчисления, очередность и условия предоставления трудовых отпусков
Очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым ректором по согласованию с профсоюзом. График трудовых отпусков составл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru