Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Страница 2

Закон Республики Беларусь «О политических партиях» определяет формы деятельности этих общественных объединений. Они вправе для достижения своих целей и задач разрабатывать и пропагандировать политические программы, обращение и заявления, проводить съезды, конференции и иные собрания, участвовать в выборах, активизировать участие граждан в управлении государственными и общественными делами, а также в формировании представительных органов.

Аналогичным образом обеспечивается реализация закрепленных в первой главе Конституции норм-принципов и в Российской Федерации. Положения статьи 3 Конституции Российской Федерации развиваются во второй главе «Права и свободы человека и гражданина». В статье 32 закрепляется право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления и участвовать в референдуме.

В Конституции Российской Федерации отсутствует специальная глава об избирательной системе и референдуме, что существенно обедняет конституционный уровень раскрытия смысла принципа народовластия и создает условия для его искажения в федеральном законодательстве.

Все перечисленные законодательные акты входят в систему источников конституционного права, конкретизирующих реализацию принципа народовластия. Достаточно ярко развиты соответствующие конституционные положения в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации». В этом законе референдум характеризуется как форма непосредственной демократии. Он представляет собой всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании. Граждане РФ имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Граждане РФ участвуют в референдуме на равных основаниях. Гражданин РФ голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

Государство гарантирует гражданам РФ, политическим партиям и иным общественным объединениям, инициативным группам создание условий для проведения референдума. Участие иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных организаций и международных общественных движений в осуществлении деятельности, способствующей либо препятствующей подготовке и проведению референдума, не допускается. Порядок участия иностранных (международных) наблюдателей в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением референдума устанавливается международными договорами РФ и федеральным законодательством. К сожалению, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» не применялся, что не позволяет судить о его эффективности.

В отличие от Конституции Республики Беларусь в первой главе Конституции Российской Федерации нет статьи, посвященной деятельности политических партий. Их статус не определен и в дальнейших ее главах, что говорит о слабости этого важного общественного института в начале 90-х годов минушего века, когда разрабатывалась Конституция. О конституционной «легальности» политических партий свидетельствует лишь часть 2 статьи 13, согласно которой в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность. Кроме того, статьей 30 Конституции Российской Федерации каждому предоставлено право на объединение.

В соответствии с этими конституционными положениями был принят Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Согласно этому закону государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Названный федеральный закон гарантирует гражданам РФ реализацию конституционного права на объединение путем вступления в политическую партию в соответствии со своими убеждениями. Федеральный закон от 11 июня 2001 г. № 95-ФЗ определяет порядок учреждения и прекращения деятельности политических партий, их правовой статус. Примечательно, что в отличие от соответствующего закона Республики Беларусь в российском законе закреплено, что политические партии являются единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти). Таким образом, существенно сужаются возможности граждан РФ на реализацию своего пассивного избирательного права, что отрицательно сказывается на реализации принципа народовластия, развитии демократических начал российской государственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

История создания. Общая характеристика литовских статутов
При разработке Статута впервые были разрешены такие сложные теоретические и практические вопросы, как разделение норм права по отраслям, расположение их в определенной системе. Если учитывать, что по ...

Продажа комнат в коммунальной квартире
В судебной практике неоднократно возникали вопросы, связанные с определением гражданско-правового режима комнат в коммунальных квартирах и возможностью признания их самостоятельным объектом права соб ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru