Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Роль национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в становлении Союзного государства

Страница 1

Деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь по обеспечению становления Союзного государства основывается не только на нормах, закрепляющих основы конституционного строя, но и на конституционных положениях, содержащихся в других главах их Конституций, а также на национальном законодательстве России и Беларуси. В этой связи при исследовании проблем обеспечения функционирования Союзного государства весьма важно знать ответы на вопросы:

Развиваются ли нормы первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь в последующих главах этих Конституций?

Осуществляется ли деятельность по сближению законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, которое регулирует общественные отношения в интеграционной сфере?

Необходимость получения ответов на эти вопросы обусловлена прежде всего тем, что Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь являются нормативными правовыми актами прямого действия. Следовательно, на содержание деятельности по становлению Союзного государства влияют не только нормы, закрепляющие основы конституционного строя, но и нормы других глав и разделов конституций. Важно и законодательное регулирование интефациониых процессов. Так, очевидно, что для успешной работы расположенных в России и Беларуси предприятий, выполняющих совместные экономические программы, необходимо создать равные правовые условия, совпадающий налоговый, таможенный, инвестиционный режим. Вполне правомерно, что в Договоре о создании Союзного государства сформулирована задача унифицировать национальное законодательство, гармонизировать законы России и Беларуси, регулирующие, в частности, сферу экономики.

Важность исследования всего конституционно-правового массива России и Беларуси представляется и в потребности формирования собственного законодательства Союзного государства и его правовой системы. Такая задача также вытекает из Договора о создании Союзного государства.

Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь, формулируются главным образом в форме норм-дефиниций и норм-принципов. В таких нормах отсутствует реальный конституционный механизм их реализации. Развиваются нормы первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь в их последующих главах (разделах) и многих законах этих государств. Так, статья 3 Конституции Республики Беларусь, в которой установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно и через представительные и иные органы, корреспондируется со статьями 37 и 38, регулирующими политические права граждан, а также со статьями раздела III «Избирательная система. Референдум», и со статьями 81 и 91, которыми гарантируются выборы Президента и Парламента Республики Беларусь.

Аналогичным образом в Конституции Республики Беларусь развивается и обеспечивается статья 4, устанавливающая осуществление демократии на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. В статье 36 утверждается право каждого па свободу объединений. В статье 33 гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. При этом никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Для обеспечения этих норм запрещается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, не допускается и цензура.

В целях обеспечения права каждого на объединение в Республике Беларусь приняты законы «Об общественных объединениях» и «О политических партиях». Согласно последнему из названных законов (в редакции от 8 мая 2007 г.) политической партией является добровольное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах. Членами политических партий могут быть дееспособные граждане Республики Беларусь, достигшие 18- летнего возраста. Однако запрещено вступать в политические партии судьям, прокурорским работникам, сотрудникам органов внутренних дел, комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов безопасности и военнослужащим, т. е. лицам, которые непосредственно представляют и защищают интересы государства. Условием развития политических партий являются статьи Закона о том, что государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий. Одновременно запрещается вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность политических партий и наоборот не допускается вмешательство политических партий в деятельность государственных органов и должностных лиц. Запрещается также создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Практика привлечения к ответственности за нарушение, неисполнение отдельных видов гражданско-правовых договоров
Отсутствие вины правонарушителя освобождает его от гражданско правовой ответственности по общему правилу, из которого имеются весьма многочисленные исключения. В случаях, установленных законом или пр ...

Особо охраняемые природные территории и объекты
Земли Республики Беларусь делятся на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; земли промышленности, транс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru