Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Страница 4

В Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь закреплены как совпадающие, так и отличительные признаки государств. При этом совпадающие признаки имеют определяющее значение для обоих государств. Российская Федерация и Республика Беларусь в их конституциях прежде всего характеризуются как демократические государства. Это означает, что народовластие является первым и основополагающим конституционным принципом для э тих государств.

Формы реализации народовластия в Российской Федерации и Республике Беларусь закреплены в статье 3 конституций названных государств.

В Конституции Российской Федерации указывается, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право белорусского народа на непосредственное осуществление власти также закреплено в Конституции Республики Беларусь.

Конституция Российской Федерации не фиксирует место государства в системе экономических отношений, но обеспечивает широкое развитие частной собственности. В ее статье 8 записано: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности». Однако в ней нет ответа на вопрос, кто выступает гарантом реализации этой конституционной нормы и какими способами достигается единство экономического пространства.

Статьей 9 Российской Конституции допускается возможность нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности. Таким образом, очевидно, что экономические основы конституционного строя Республики Беларусь и Российской Федерации имеют существенные отличия.

Эти отличия вряд ли могут отрицательно сказаться на процессах формирования собственности Союзного государства, так как ее источником являются отчисления в его бюджет финансовых средств Российской Федерации и Республики Беларусь. В то же время в целях создания максимально благоприятного инвестиционного климата, решения задач по созданию единого экономического пространства и внедрения рыночных принципов хозяйствования в деятельность Союзного государства целесообразно гармонизировать основы экономического строя России и Беларуси. Решить эту задачу целесообразно посредством снятия имеющихся ограничений на приобретение в частную собственность земель и других природных ресурсов в Республике Беларусь. Думается, такая корректировка Конституции Республики Беларусь повысила активность российских инвесторов в решении экономических задач, стоящих перед Союзным государством.

Признак социального государства'подкрепляется социальными основами конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь. При осуществлении социальной политики для обоих государств принципиальное значение имеет признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Эта норма-принцип содержится в статье 7 Конституции Российской Федерации. В ее второй части утверждается, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, Конституция определяет основные источники получения гражданами России социальных благ. В то же время данная статья носит излишне абстрактный характер, что ослабляет ее как социальную основу конституционного строя Российской Федерации. Она не гарантирует получение людьми достаточного объема социальных благ, не обеспечивает надлежащую оценку труда граждан, своевременную выплату заработка, различных социальных пособий. Сужение регулирования государством социальной сферы повлекло за собой существенное социальное неравенство, огромный разрыв в уровнях доходов относительно небольшой группы сверхбогатых людей и основной массы населения. В этой связи представляются обоснованными оценки С. А. Авакьяна о том, что «мы еще далеки от “настоящего” социального государства, а положения статьи 7 Конституции Российской Федерации скорее можно рассматривать как стратегическую задачу общества и государства на ближайшие не только годы, но и десятилетия . В этой связи требуется существенная корректировка социальной политики Российской Федерации. Она должна быть направлена на создание равных и справедливых условий для развития каждого гражданина. Только в этом случае можно говорить о том, что человек является высшей ценностью для государства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий – это завершающая стадия производства об административных правонарушениях. Постановление является обязательным для исполнения всем, ком ...

Имидж муниципального служащего
Изучение данной темы повлекло комплексное исследование понимания сущности феномена «имидж». Понятие «имидж» сформировалось в зарубежном менеджменте и политической науке. Широкое распространение в оте ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru