Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Страница 3

Во-вторых, по своей структуре многие нормы анализируемых Конституций, определяющие основы конституционного строя, сформулированы в форме норм-принципов. Они определяют лишь исходные, главные положения. Для таких конституционных норм характерен утвердительный стиль, констатирующий сущность конкретной конституционной основы.

В-третьих, в конституциях обеспечивается особая устойчивость норм, закрепляющих основы конституционного строя. Это проявляется в том, что в конституциях устанавливается особый, усложненный порядок изменения этой группы норм. Так, согласно статье 140 Конституции Республики Беларусь, ее раздел I может быть изменен только путем референдума.

В Конституции Российской Федерации также установлен усложненный порядок изменения ее первой главы по сравнению с другими главами. Он закреплен в статье 135 Конституции Российской Федерации. Согласно ее первой части, положения названной главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (Парламент имеет это право в отношении глав 3-8 Конституции). Второй частью статьи 135 установлено, что если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Ему дано право подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции и принять ее двумя третями голосов от общего числа его членов. Однако в части третьей данной статьи установлен альтернативный вариант принятия новой Конституции России. Конституционное Собрание РФ вправе вынести ее на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей от их общего числа.

На наш взгляд, данную конституционную статью нельзя признать удачной, поскольку она не допускает внесение поправок в первую главу Конституции России. В случае признания такой необходимости следует разрабатывать и принимать новую Конституцию, что представляется весьма нерациональным по многим причинам. Во-первых, принятие новой конституции, как правило, влечет изменение конституционного строя, характера деятельности государства, его взаимоотношений с гражданами и обществом. Во-вторых, процесс разработки нового Основного закона весьма сложный и длительный. В-третьих, в связи с тем, что Конституция Российской Федерации принималась путем всенародного голосования, нецелесообразно предоставлять право Конституционному Собранию РФ принимать новую конституцию, иначе по своей юридической силе она будет существенно ниже действующего Основного закона.

На основании изложенного, делаем вывод о том, что действующая Конституция Российской Федерации блокирует возможность внесения поправок в свою первую главу, а также в девятую главу, которой определен порядок внесения поправок в конституцию и порядок ее пересмотра. Такое положение, на наш взгляд, свидетельствует о наличии конституционного пробела, что может отрицательно сказаться на практике применения Конституции Российской Федерации.

Данный вопрос удачнее решен в Конституции Республики Беларусь. Согласно ее статьи 140 решение о внесении изменений в первый раздел конституции может быть принято только на референдуме, что представляется правильным. Верно и то, что в Конституции Республики Беларусь допускается реальная возможность ее изменения. Жизнь - весьма динамичный процесс. Следовательно, любые нормативные правовые акты, в том числе конституции, должны соответствовать ее требованиям. Это означает, что в конституции целесообразно определить четкий порядок, позволяющий вносить в нее необходимые изменения. Ведь эффективность конституции не только в ее стабильности, но и в соответствии уровню развития общества.

Основы конституционного строя имеют первостепенное значение не только для внутренней организации государства. Они определяют содержание и внешнеполитической деятельности государства. При этом, как отмечалось, ее успех зависит от того, насколько совпадают основы конституционного строя государства с основами конституционного строя государства-партнера на международной арене. Если государства действуют на основе разных по содержанию конституционных принципов, то вряд ли они смогут согласованно взаимодействовать в международной сфере. И, наоборот, близкие, а то и совпадающие основы конституционного строя позволяют государствам проводить согласованную внешнеполитическую деятельность, создавать или учреждать совместные межгосударственные и иные объединения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Наука конституционного права в системе общественных наук
Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, имеющих между собой логическую связь. Основу данной ...

Порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ) Налоговая база опреде ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru