Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Значение основ конституционного сгроя Российской Федерации и Республики Беларусь в осуществлении деятельности становления Союзного государства

Страница 1

Процессы формирования Российской Федерации и Республики Беларусь на постсоветском пространстве завершились принятием конституций этих государств. В середине 90-х гг. XX в. начали реализовываться идеи сближения российско-белорусской государственности. Но их воплощение в реальную жизнь могло состояться лишь при условии если не полной, то существенной близости конституционных основ Российской Федерации и Республики Беларусь, иных разделов (глав) их конституций, а также национального законодательства. Ведь деятельность государств и органов государственной власти обусловлена прежде всего содержанием их конституций, закрепленными в них конституционными принципами, их развитием в национальном законодательстве. В этой связи представляет особый научный интерес содержание первой главы Конституции Российской Федерации и первого раздела Конституции Республики Беларусь, в которых установлены основы конституционного строя Российской Федерации и Республики Беларусь. Раскрытие их сущности диктуется и необходимостью поиска оптимальных форм конституционного регулирования деятельности Союзного государства.

Значимость основ конституционного строя обусловлена прежде всего тем, что соответствующие конституционные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, участниками которых являются общество, государство и граждане. Именно поэтому эти нормы сгруппированы в первой главе Конституции Российской Федерации и в первом разделе Конституции Республики Беларусь.

Несмотря на признание учеными первостепенной значимости конституционного строя и его основ, среди них нет единства мнений об их сущности. Вполне обоснованно начать анализ позиций государствоведов о сущности конституционного строя с позиции О. Г. Румянцева. Он первым в постсоветский период написал монографию, посвященную этой важной теме. По мнению О. Г. Румянцева, конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям. Видимо, понимая абстрактность такого определения конституционного строя, О. Г. Румянцев конкретизирует его следующим образом. Он утверждает, что названная система основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством . На наш взгляд, данное пояснение не раскрывает в должной мере понятие «конституционный строй». Во-первых, нужно догадываться, о каких «основополагающих регуляторах» идет речь, во-вторых, если иметь в виду, что под «регуляторами» понимаются конституционные, а, возможно иные, по меньшей мере, законодательные нормы, то они не «содействуют», а непосредственно формируют общественную практику и правосознание.

Серьезное исследование сущности конституционного строя России провела Н. А. Боброва. В посвященной этой теме монографии она уделяет особое внимание необходимости признания народа в качестве источника всей власти. Н. А. Боброва пишет: «Конституционный строй означает, что народ признается (формальный конституционный строй) и является (реальный конституционный строй) источником всей государственной власти, участвуя в ее учреждении, формировании и функционировании в виде прямой и представительной демократии с гарантированием монополии народа и представительного органа народа на законодательную деятельность».

Таким образом, конституционный строй по существу отождествляется с принципом народовластия, что вряд ли верно. Нам представляется, что понятие «конституционный строй» существенно шире и не сводится к данному принципу. Доказательством тому является содержание главы 1 Конституции РФ, в которой закреплены основы конституционного строя Российской Федерации.

Критикуя содержание первой главы Конституции Российской Федерации, автор считает, что не включение в основы конституционного строя таких принципов, как защита государственных интересов, гарантирование интересов народа и охраны народного достояния, укрепление государственности и накопление национального богатства, повышение качества жизни населения, реальной ответственности органов и должностных лиц за конечные результаты деятельности государства и своей деятельности позволило произрасти в России «мутантному» государству и обществу, эклектично соединяющим в себе противоречивые признаки тоталитаризма и демократии .

Действительно, закрепленный в статье 3 Конституции Российской Федерации принцип народовластия не подкрепляется в должной мере механизмом его реализации. Однако это не означает, что принцип народовластия игнорируется в Российской Федерации. В реальности он отражен не только в Конституции, но и в избирательном законодательстве. И то, что граждане не в должной мере учитывают свое право на осуществление власти, прежде всего обусловлено недостаточным уровнем их политического и правового сознания, низкой правовой культурой общества, слабой развитостью его политической системы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Сущность государственного управления
Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права. Термин «го ...

Общество с дополнительной ответственностью
Согласно ст.112 Закона "О хозяйственных обществах", обществом с дополнительной ответственностью признается хозяйственное общество с числом участников не более пятидесяти, уставный фонд кото ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru