Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Страница 4

Дальнейшие преобразования к реальному государственному суверенитету проводил Съезд народных депутатов РСФСР. 12 июня 1990 г. он принял Постановление «О механизме народовластия в РСФСР» и Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

В постановлении отмечалось, что государственная власть в РСФСР осуществляется народом непосредственно или через представительные органы власти в центре и на местах. Основной задачей органов государственной власти является служение народу . В Декларации утверждался приоритет республиканской конституции и законов над Конституцией и законами СССР .

Съезд внес и изменения в Конституцию РСФСР. Эти изменения проявились в отказе от характеристики государства как социалистического и советского, устранении положения о коммунистической партии как ядре политической системы, признании приоритета прав человека и гражданина, а также о допустимости частной собственности, введении института президента, установлении местного самоуправления. В целом такие конституционные новеллы носили демократический характер, создавали условия для восстановления парламентаризма и многопартийности. В то же время эти законодательные преобразования ослабляли союзные органы власти, способствовали укреплению и развитию центробежных сил.

8 декабря 1991 г. руководители Белоруссии и России приняли Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств» . Это соглашение было ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь 10 декабря 1991 г. В этот же день был денонсирован Договор 1922 г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик по отношению к Республике Беларусь. Аналогичные правовые события произошли в России. Постановление «О денонсации Договора об образовании Союза ССР» Верховный Совет РСФСР принял 12 декабря 1991 г. Это повлекло уничтожение, вопреки воле народов, Союза ССР как государства, как субъекта международного права.

Современная история свидетельствует, что прежде чем народами Российской Федерации и Республики Беларусь вновь овладели объединительные идеи, их втянули в процессы разрушения государства, учредителями и членами которого они были сами. Своими действиями в 1989-1991 гг. руководство России и Белоруссии расшатывали конституционный строй Союза ССР. Но едва СССР распался, началась фаза строительства нового межгосударственного объединения.

Процесс формирования новых государств на постсоветском пространстве завершился принятием их конституций. В Российской Федерации и Республике Беларусь такая работа была проведена в относительно короткие сроки. Конституция Российской Федерации принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. В Республике Беларусь Верховный Совет принял Конституцию 15 марта 1994 г. 24 ноября 1996 г. с учетом дополнений и изменений, она была принята на республиканском референдуме и в день опубликования в газете «Звезда» от 27 ноября 1996 г. также вступила в силу.

Взаимоотношения Российской Федерации и Республики Беларусь стали строиться на основе двусторонних договоров. Сложившиеся в предшествующий исторический период связи между ними отражались на содержании этих договоров, побуждали к укреплению связей. Думается, именно этим объясняется деятельность Российской Федерации и Республики Беларусь по поиску оптимальной модели межгосударственных отношений, завершившаяся принятием 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства. Российская Федерация и Республики Беларусь оценили это событие как новый этап в процессе единения народов двух стран в единое демократическое правовое государство.

Достижение этого уровня межгосударственных отношений обусловлено в значительной степени ранее названными историческими предпосылками, побуждающими к интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь. Эту интеграцию поддерживают большинство граждан обоих государств. Так, во время проведенного в Республике Беларусь 14 мая 1995 г. референдума на вопрос «Вы за единство с Россией или против?» 82,4 процента его участников ответили положительно в пользу единения с Россией . Эти настроения несущественно изменились в настоящее время. По сведениям начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения постоянного Комитета Союзного государства И. Наркевича, согласно данным социологических опросов, в настоящее время три четверти граждан Беларуси и России однозначно высказываются за дальнейшее развитие Союза обоих государств . И это понятно, по-скольку не разорваны многосторонние деловые и личные контакты населения обоих государств, сохраняются и развиваются разносторонние связи многих субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Гарантии и компенсация лицам, живущим и работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера
Государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативн ...

Прекращение выплаты пособия по безработице
Содержащиеся в любой отрасли права правовые нормы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают правоотношений. Для этого необходимо наступление предусмотренных правовыми нормами обстоятельс ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru