Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Страница 3

Реализация РСФСР и БССР конституционных полномочий позволяла им накапливать опыт в сфере государственного строительства, в совместной деятельности по решению крупных социально-экономических задач. Этому способствовали положения статьи 77 Конституции СССР 1977 г. согласно которой союзные республики не только осуществляли полномочия по обеспечению комплексного экономического и социального развития на своей территории по вопросам, относящимся к их ведению, но и имели право координировать и контролировать деятельность предприятий, учреждений и организаций союзного подчинения, находящихся на их территории. В соответствии с конституционными положениями союзные республики могли вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договора, обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций. Реализуя это право, БССР как субъект международной правосубъектности являлась членом Организации Объединенных Наций. Такое проявление суверенитета было весьма важно, так как суверенитет относится к числу определяющих признаков государства как организации обладающей международной правосубъектностью .

О пользе совместного сосуществования РСФСР и БССР свидетельствовали и созданные за годы советской власти по существу единый промышленный и оборонный комплексы, схожесть культур русского и белорусского народов. К числу важных катализаторов процессов интеграции современных Российской Федерации и Республики Беларусь следует отнести общие этнографические признаки, единые исторические корни России и Беларусии.

Ослабление централизованного руководства в Советском Союзе, не-обоснованные «перестроечные» процессы в политической и экономической сферах, усиление влияния США и государств Западной Европы на его внутреннюю и внешнюю политику имели катастрофические последствия. Их следствием стало прекращение существования Союза ССР и образование на постсоветском пространстве пятнадцати суверенных государств, в том числе Республики Беларусь и Российской Федерации.

Центробежные процессы в СССР начались в 1988-1989 гг. после принятия Деклараций о государственном суверенитете Эстонией (16 ноября 1988 г.) и Латвией (28 июля 1989 г.). В условиях непротивления этим действиям со стороны руководства СССР, процесс суверенизации охватил и другие союзные республики. В РСФСР соответствующая Декларация была принята Съездом народных депутатов России 12 июня 1990 г. Верховный Совет БССР такую Декларацию принял 27 июля 1990 г.

Декларации о государственном суверенитете РСФСР и БССР способствовали разрушению Советского Союза и одновременно закладывали основы формирования новых государств. Следует отметить, что впервые за более чем семидесятилетний период провозглашалось верховенство конституций и законов республик, а не Конституции Советского Союза, как это было ранее. При этом, например, в Декларации, принятой Верховным Советом БССР, было записано, что Республика Беларусь - суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенство народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. Кроме того, в названной Декларации были закреплены статус территории республики как единой и неделимой, исключительное право на собственную финансово-кредитную денежную систему, а также налоговую и таможенные службы. Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Белоруссии провозглашались собственностью белорусского народа. Ему же предоставлялись исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Политические и правовые учения Галлера
Средневековые идеалы стремился обосновать бернский патриций Карл Людвиг Галлер (1768–1854 гг.). Он был профессором права в Бернском университете, но покинул Швейцарию из-за политических переворотов. ...

Понятие и сущность общественного контроля в государственном управлении
Теоретическое обоснование необходимости общественного контроля в государственном управлении дано великими философами. О важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства упоми ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru