Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Страница 2

Конституционный статус Советского Союза как союзного государства закреплялся в статье 13 Конституции СССР. При этом СССР характеризовался как союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

В то же время достаточно четко проявлялись тенденции к созданию централизованного государства. В ее статье 14 к ведению Союза ССР были отнесены наиболее важные сферы экономики, международные сношения, а также установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами. Конституция СССР 1936 г. определяла компетенцию Верховных Советов и Советов Министров союзных республик, республиканских министерств и местных органов государственной власти, а также характер их взаимоотношений между собой. Устанавливалась подотчетность высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти союзных республик Верховным Советам союзных республик. Местные исполнительные органы имели двойное подчинение. Они подчинялись соответствующему Совету депутатов трудящихся и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

Влияние союзных республик на деятельность органов государственной власти Союза ССР обеспечивалось их представительством в палатах Верховного Совета СССР, в Президиуме Верховного Совета СССР, в Совете Министров СССР и Верховном Суде СССР. Как и в первой Конституции СССР, на Советский Союз возлагалась обязанность сохранять суверенные права союзных республик. Они по-прежнему имели право выхода из Союза ССР.

Серьезным испытанием для Советского Союза и входящих в него республик стала Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Победа в этой войне укрепила связи между проживающими в Союзе ССР народами. Особенно ярко это проявилось в отношениях русского и белорусского народов, принявших на себя основные тяготы войны с фашистской Германией. Объединительное значение имела их совместная деятельность по восстановлению и последующему развитию народного хозяйства. Этот исторический период в жизни народов РСФСР и БССР имеет непроходящее значение. Он не изгладим в народной памяти и относится к числу предпосылок, способствующих решению задач, обусловленных созданием Союзного государства России и Беларуси.

К числу исторических предпосылок стремления народов РСФСР и БССР к объединению следует отнести и более чем двадцатилетний период их проживания в условиях развитого социализма. Его достижения нашли отражение в Конституции СССР 1977 г., а также в принятых в следующем году конституциях союзных республик. Этот период, особенно в первое десятилетие, характеризуется стабильностью, успехами в экономике, приоритетным освоением космоса, развитием науки и культуры, активным строительством жилья, ростом благосостояния населения. Сплочению проживающих в Советском Союзе народов способствовали общенародная собственность на средства производства, единая система образования подрастающего поколения, стабильная и своевременная оплата труда, реальная возможность для подавляющего большинства граждан использовать конституционные права, в том числе права на участие в управлении государством, на отдых, на пенсионное обеспечение. В этой связи закономерно, что на прошедшем 17 марта 1991 г. Всесоюзном референдуме 76,2 процента граждан СССР от общего списочного числа избирателей высказались за сохранение Советского Союза .

Таким образом, все этапы эволюционного развития советской государственности - от ярко выраженного пролетарского государства до общенародного государства, завершавшиеся принятием Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. и Конституций РСФСР и БССР соответственно 1925, 1937, 1978 гг. и 1927, 1937 и 1978 гг. следует рассматривать как особо важные конституционные предпосылки создания Союзного государства России и Беларуси.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Возможные роль и место органов МСУ в информационном обмене по вопросам МСУ в Санкт-Петербурге
В социальной науке проблемы муниципальной политики и местного самоуправления традиционно рассматриваются через призму теории демократии. Принято считать, что именно на местном уровне граждане получаю ...

Представление необходимых доказательств сторонами и другими лицами, участвующими в деле
Исключительно важное значение для подготовки дела к судебному разбирательству и его последующего рассмотрения имеет представление сторонами необходимых доказательств. Очевидно, формулируя данную зада ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru