Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Закон и право » Союзное государство как новый тип межгосударственного объединения » Исторические предпосылки интеграционных процессов Российской Федерации и Республики Беларусь

Страница 1

Российская Федерация и Республика Беларусь как демократические правовые государства существуют более пятнадцати лет. На протяжении этого периода они решают стратегически важную проблему сближения внешней и внутренней политики, создания общей государственности, единого экономического пространства, укрепления братской дружбы народов. Объективная необходимость такого рода совместной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь обусловлена прежде всего многовековой совместной жизнедеятельностью русского и белорусского народов в едином государстве.

На территории современной Республики Беларусь находились четыре губернии, входящие в Российскую империю, где компактно проживали белорусы. Управление на этой территории в годы царизма осуществлялось как и во всей стране на основании «Учреждения о губерниях» .

С другими народами Российской империи белорусов связывали общие политические, экономические и социальные устои. Они имели возможность перемещаться по стране, осуществлять коммерческую деятельность, участвовать в общественной жизни. Упрочению отношений между русскими и белорусами способствовало распространение русского языка как средства межнационального общения, осознание ими принадлежности к одной группе славянских народов .

Распад в ноябре 1917 г. Российской империи и установление Советской власти на ее территории повлекли образование государств советского типа, в том числе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР) и Белорусской Советской Социалистической Республики (далее - БССР) . 30 декабря 1922 г. они совместно с Закавказской Советской Федеративной Республикой в составе Азербайджана, Грузии и Армении объединились в новое, по существу единое союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик. Правовой основой образованного государства явились Декларация об образовании Союза ССР и Договор об образовании Союза ССР. Эти учредительные документы вошли составными частями в Основной закон (Конституцию) Союза ССР .

Как соучредители Советского Союза РСФСР и БССР де-юре обладали признаками, которые характеризуют любое государство. В Конституции СССР подтверждались их суверенитет и право на выход из Союза ССР. Они имели собственную территорию, органы государственной власти, свои Конституции и другие атрибуты государства.

Вхождение в Союз ССР предопределяло особенности их конституционного статуса. Суверенитет союзных республик ограничивался предметами, отнесенными Конституцией СССР к компетенции Союза. Территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия. Для граждан союзных республик устанавливалось единое союзное гражданство. Из делегатов, избираемых в республиках, формировался Съезд Союза ССР, который образовывал Центральный Исполнительный Комитет СССР и его палаты - Союзный Совет и Совет Национальностей. Представители Верховных судов союзных республик входили в состав Верховного Суда СССР.

Упрочение сотрудничества РСФСР и БССР в рамках Советского Союза закреплялось в Конституции СССР 1936 г. и в республиканских конституциях, принятых в 1937 г. Согласно этим конституциям РСФСР и БССР продолжали оставаться государствами рабочих и крестьян. Однако политическую основу составляли новые органы власти - Советы депутатов трудящихся. Экономической основой СССР и входящих в него союзных республик стала социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Примечательно, что в статье 3 Конституции СССР 1936 г. констатировались отмена частной собственности на орудия и средства производства и уничтожение эксплуатации человека человеком. В то же время до-пускалось ведение мелкого частного хозяйства единоличных крестьян и куста¬рей, основанного на личном труде и исключающего эксплуатацию чужого труда. Аналогичные нормы содержались в конституциях союзных республик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Положения о праве собственности
Определяя нормативно – правовую базу вопроса, следует указать на Конституцию РФ и часть первую Гражданского Кодекса, а именно - раздел II, Право собственности и другие вещные права, главу 13: Общие п ...

Классификация видов пиратства
Незаконное копирование ПО конечными пользователями - можно назвать также корпоративным пиратством, когда количество машин, на которых установлено ПО превышает количество купленных лицензий или обмен ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru