Пределы административного усмотрения

Закон и право » Законность и усмотрение » Пределы административного усмотрения

Страница 4

Очевидно, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах является наиболее приемлемой формой осуществления административной юрисдикции в демократическом государстве. Вместе с тем и внесудебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях также имеет свои достоинства, например, снятие нагрузки с судов и обеспечение более быстрого реагирования государственных органов на совершение административных правонарушений, которые не так опасны для личности, общества и государства, как преступления. Кроме того, дела рассматривают должностные лица, обладающие специальными знаниями в тех отраслях законодательства, нарушение которых и образует составы рассматриваемых правонарушений.

Итак, в правовой действительности категория «усмотрение» всегда связана с определенной степенью свободы, которая в свою очередь предоставляет субъекту право выбора. Однако этот выбор должен осуществляться в определенных пределах. Понятие «усмотрение» и «свобода», безусловно, связаны между собой, однако связь эта весьма специфична. Свобода при принятии того или иного властного решения уполномоченным субъектом небезгранична, она очерчена нормой закона. Законодатель, предоставляя лицу, наделенному властными полномочиями, некоторую степень свободы, устанавливает и определенные ее границы. Административное усмотрение, как определенная степень свободы, проявляется в возможности выбора одной из нескольких законных альтернатив (например, выбор одной из нескольких санкций, предусмотренных административной нормой), в возможности действовать самостоятельно и творчески и т.д. Однако пределы, границы такого усмотрения должны быть четко определены законодателем. Размытость, неконкретность, неясность их приводит к недопустимым последствиям, подрывающим авторитет и эффективность государственной власти (коррупция, произвол, подмена интересов и др.).

Законность – политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы. В тесной связи с законностью находится административное усмотрение, под которым подразумевается определенная рамками норм права известная степень свободы субъекта управления (органа, должностного лица и др.) в правовом разрешении того или иного управленческого вопроса (дела), которая предоставляется в целях принятия рационального оптимального решения по делу.

Существование административного усмотрения обусловлено творческим характером управленческой деятельности, ее разносторонностью, сложностью возникающих управленческих ситуаций в различных сферах жизнедеятельности. Нет необходимости и возможности детально регламентировать правовыми нормами всю многогранную творческую управленческую деятельность. Административное усмотрение означает деятельность компетентного субъекта по индивидуальному правовому регулированию поведения физических и юридических лиц в условиях, когда предполагается возможность субъекта применения права самостоятельно принимать решение, определяющее порядок, способ и форму использования правовых средств, для достижения указанной в законе цели.

Административное усмотрение выступает как волевая сторона проблемы соотношения целесообразности и законности. Соотношение это проявляется в следующем: 1) все и всякие законные предписания нормативного и индивидуального характера в то же время и целесообразны; 2) в рамках, очерченных законодательством, орган управления или должностное лицо отбирает наилучший, т.е. наиболее целесообразный вариант; 3) при отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действует исходя из целесообразности; 4) недопустимо органу или должностному лицу руководствоваться целесообразностью (местной, национальной и т.д.) при наличии законодательного предписания; 5) недопустимо противопоставление законности и целесообразности – верховенствует всегда правовое предписание.

Усмотрение должностного лица не означает отхода от права, оно выступает как вполне оправданное с точки зрения целей права средство упорядочивания общественных отношений. Разумное усмотрение не противоречит законности, наоборот, оно в сложных общественных ситуациях, где нельзя всего предусмотреть, фактически «творчески» обеспечивает законность.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Утрата гражданства
В современном международном праве вопросы лишения гражданства разработаны сравнительно слабо. В статье 8 Конвенции о сокращении без гражданства 1961 года содержится обязанность государства не прибега ...

Изменение и отмена завещания
Неотъемлемое право завещателя — в любой момент отменить или изменить ранее составленное завещание. Оно может быть отменено путем подачи соответствующего заявления нотариусу или тому органу (должностн ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru