Пределы административного усмотрения

Закон и право » Законность и усмотрение » Пределы административного усмотрения

Страница 2

В современных условиях легальный объем административного усмотрения видоизменяется и ввиду расширяющегося применения одобренных международно-правовых актов. Они служат не только основанием, но и нормативным ориентиром. К сожалению, в административной практике это явление почти не развивается – как из-за слабой осведомленности руководителей и госслужащих, так и вследствие неумения и нежелания сообразовывать управленческое поведение с международными стандартами.

Как же соотносится закон с действиями и актами на его основе и во исполнение? С учетом мнений юристов и анализа законов можно выделить следующие формы «правовой связанности»: а) установление в законе компетенции госорганов, должностных лиц и др.; б) определение круга вопросов, которые отнесены к их ведению; в) указание на конкретное действие или акт, который нужно принять (или принимать); г) допущение принятия решений на основе выбора одного из вариантов, строго фиксированных в норме закона; д) определение в гипотезе нормы типичных характеристик юридических фактов как оснований действий или решений; е) установление нормативных пределов – «от и до»; ж) допущение действий и решений на основе оценочных норм и нормативных понятий, и даже на основе принципа аналогии права и закона.

Таков смысл традиционной юридической формулы «на основе и во исполнение закона». Но ее практическое использование не может удовлетворить, поскольку до конца не отлажен механизм действия закона и допускается много нарушений законности. Немало актов федеральных министерств принимается вопреки закону. Региональные органы не связаны «исполнительской вертикалью» и действуют нередко вне федеральных законов. Да и региональные законы подчас остаются в стороне. Должностные лица и госслужащие в сфере обслуживания полностью игнорируют требования, например, законов о здравоохранении, связи и др., «ссылаясь» на ведомственные инструкции и указания.

Мешает и неправильная трактовка известного принципа «дозволено все, если не запрещено законом». Правильно было отмечено учеными-юристами: принцип «дозволено все, если не запрещено законом» не подходит для регулирования деятельности в сфере управления, где должны применяться разрешительный порядок и определение исключительной компетенции администрации. Исчерпывающий перечень ее прав и обязанностей, «можно только то, что прямо разрешено законом» – вот принцип, создающий строго законную основу для административного усмотрения.

Пока же в регламентации функций, компетенции, прав и обязанностей много недостатков. Поэтому оправдано определять очень точно основания всех видов предусматриваемых в законах и положениях административных решений: принятие – самостоятельное, после согласования, предварительное, совместное. Сказанное должно относиться не только к решениям в виде правовых актов, но и к устным распоряжениям и указаниям. Их очень много, и полезны строгие рамки для дачи устных указаний и способы их фиксации, регистрации и ответственности.

Влияние закона на содержание и пределы административного усмотрения зависят не только от «сцепления» актов. Важна правильная и юридически корректная мотивировка административных решений. Хорошим примером служит Закон Франции от 11 июля 1979 г. «О мотивации административных актов и улучшении отношений между органами управления и общественностью». Установлено, что индивидуальные управленческие решения и иные акты должны содержать мотивацию их принятия, если ими ограничиваются публичные свободы, предусмотренные законом, налагаются санкции, вводятся запреты и ограничения, отзываются или изменяются акты, порождавшие права, отказывается в льготах, которые были предоставлены лицам законом.

Подчеркнем – деформация административного усмотрения порождается и пробелами в законе и законодательстве. Они особенно остро ощущаются в сфере государственного управления, когда материально-административные нормы не сопровождаются административно-процессуальными нормами, когда неполно или неточно определены функции органов, полномочия и допускаемые способы их осуществления, а также и взаимоотношения, основания и виды ответственности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Понятие и принципы построения органов государственной власти
Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации системы органов государственной власти, через которую государство осуществляет свои функции. Эта система включает в себя не толь ...

Арбитражный управляющий: требования, возникновение статуса, порядок назначения
Для того чтобы физическое лицо было назначено арбитражным управляющим, необходимо, чтобы оно отвечало определенным требованиям. Закон о банкротстве предъявляет основные требования к лицам, которые мо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru