Понятие, элементы, виды и субъекты административного усмотрения

Закон и право » Законность и усмотрение » Понятие, элементы, виды и субъекты административного усмотрения

Страница 1

Жизнь многообразней и богаче любых нормативных актов. Возможны случаи, когда законодательство имеет пробелы, правовые нормы неопределенны, абстрактны или коллизионны. Так, несмотря на то, что административная реформа в нашей стране активно ведется на протяжении уже многих лет, все равно остается целый пласт нерешенных проблем в сфере управления, к которому присоединяются и вновь возникающие. Неопределенность законодательства является одной из главных причин использования усмотрения.

Вместе с тем, возможность присутствия усмотрения в управленческой деятельности на сегодняшний день продолжает оставаться острой и дискуссионной. По данному поводу в науке существуют диаметрально противоположные позиции. Так, ее противники считают, что усмотрение – следствие несовершенства законодательной техники, оно не соответствует принципу законности. Половинчатую позицию в этом вопросе занимает В.М. Манохин, который полагает, что «поскольку усмотрение существует и действует как юридическое явление и останется в качестве такого впредь, оно должно получить в законодательстве и в правоприменительной деятельности право гражданства. Его нельзя прятать каучуковыми формулировками: при необходимости, в исключительных случаях, при целесообразности и т.п.». Можно выделить и позицию тех ученых, которые подчеркивают, что «нередко происходит замена оценочных понятий исчерпывающим регулированием в нормативных актах, но это только тенденция, так как полное устранение оценочных категорий невозможно, да и не всегда нужно».

Напротив, сторонники усмотрения в процессе правоприменения обосновывают его необходимость и реальность. В этой связи В.В. Лазарев пишет, что закон всеобщ, а применение закона – творческая деятельность. Поэтому остаются относительно широкие возможности для привнесения направленности субъектов правоприменения по делу и, в особенности, в процессе его рассмотрения, в случаях конкретизации права, преодоления пробелов в праве, решения вопроса при значительном усмотрении правоприменителя. Соглашаясь с тем, что правовая регламентация означает строгое регулирование процессуальной деятельности и ею ограничивается свобода деятельности правоприменителей, В.В. Лазарев подчеркивает: это не значит, что последние не свободны в своих волеизъявлениях, а также в выборе средств реализации собственной деятельности, ее более рациональной и эффективной организации. Такая свобода реальна. Она выражается в применении различных приемов и комплексов и вместе с тем, по мнению автора, осуществляется в рамках требований закона, подчинена его принципам и не может простираться далее оперирования требованиями и порядком деятельности, уже сформулированными в законе.

Административное право нацелено на урегулирование, упорядочение, совершенствование различных общественных отношений, возникающих между государством в лице его органов (должностных лиц) и отдельно взятой личностью. Отношения эти весьма разнообразные, непременно динамичные, требующие подчас особого правового регулирования. Подвергнуть детальной правовой регламентации все сферы общественной жизни не представляется возможным, общество – есть постоянно развивающаяся система, отражающаяся огромное количество интересов и потребностей ее членов. Моментально реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, законодатель не всегда способен, для этого органам исполнительной власти и предоставляется возможность использования в процессе правового регулирования административного усмотрения.

Таким образом, следует признать, что, поскольку закон не может регулировать все вопросы нашей жизни, нужны легальные механизмы гибкого реагирования на постоянно возникающие конкретные ситуации, проблемы, вопросы. Административное усмотрение и призвано обеспечить такое реагирование, предоставляя соответствующие средства управомоченным лицам и структурам.

Также в правовой науке пока не сформировалось общепринятое понятие усмотрения. По С.И. Ожегову, «усмотреть» – значит установить, обнаружить, признать. Вместе с тем сформулировать понятие «усмотрение» – задача отнюдь не простая, поскольку, как отмечал А. Барак, «в языке и науке термин «усмотрение» имеет более чем одно значение и, конечно, означает разные вещи в разных контекстах». Далее А. Барак пишет: «Для меня усмотрение – это полномочие, данное лицу, которое обладает властью выбирать между двумя и более альтернативами, когда каждая из альтернатив законна».

По мнению А.П. Коренева, административное усмотрение – это «определенная рамками законодательства известная степень свободы органа в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, предоставляемая в целях принятия оптимального решения по делу».

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Принципы устройства судебной системы в США
Американские суды занимают в системе органов государственной власти исключительно сильные позиции. Вследствие разделения властей они контролируют правомерность функционирования двух других ветвей вла ...

Государственная политика по предупреждению развитию наркомании в Российской Федерации
Наркотизацию общества следует рассматривать как процесс негативных социальных изменений в государстве под воздействием распространения наркомании. Осуществление государственной политики противодейств ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru