Основания и порядок отмены меры пресечения

Закон и право » Понятие и виды мер пресечения » Основания и порядок отмены меры пресечения

Страница 1

В соответствии, с уголовно процессуальным законодательством существуют следующие случаи отмены или изменение меры пресечения.

1. Основаниями отмены меры пресечения являются:

1) признание незаконным или необоснованным первоначального решения об избрании меры пресечения;

2) отпадение необходимости в ее применении;

3) отпадение общих условий для применения меры пресечения. Мера пресечения отменяется при:

- прекращении уголовного дела и уголовного преследования конкретного лица (ст. ст. 213, 239 УПК);

- постановлении оправдательного приговора или приговора, не связанного с назначением наказания (ст. ст. 306, 311 УПК);

- обращении обвинительного приговора к исполнению (ч. 4 ст. 390, ст. 393 УПК);

- приостановлении уголовного дела (кроме меры пресечения в отношении скрывшегося обвиняемого).;

- наличии оснований для прекращения дела по нереабилитирующим основаниям, когда обвиняемый возражает против прекращения дела и производство по нему продолжается;

4) отпадение специальных условий для применения конкретных мер пресечения:

- истечение 10- или 30-суточного срока применения меры пресечения в отношении подозреваемого, когда ему не было предъявлено обвинение (ст. 100 УПК);

- отказ обвиняемого, поручителей, залогодателей от своих обязательств при применении психолого-принудительных мер пресечения (ст. ст. 102 - 106);

- прекращение статуса военнослужащего при наблюдении командования воинской части (ст. 104);

- достижение совершеннолетия при присмотре за несовершеннолетним обвиняемым (ст. 105);

- истечение срока содержания под стражей;

- превышение времени содержания под стражей (домашним арестом, в медицинском или психиатрическом стационаре), срока реально возможного наказания (ст. 109).

Мера пресечения изменяется на более строгую при появлении дополнительных обстоятельств, более точно устанавливающих:

а) возможность совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуального нарушения;

б) неспособность прежней меры пресечения обеспечить надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого (ст. ст. 97, 99 УПК) или для необходимости исполнения приговора, когда реально возможное наказание существенно отягощается (предъявление более тяжкого обвинения, вынесение приговора с назначением наказания в виде реального лишения свободы на длительный срок).

Решение об отмене или изменении меры пресечения оформляется мотивированным постановлением дознавателя (начальника подразделения дознания), следователя (руководителя следственного органа), судьи или определением суда по делам, находящимся в их производстве, а также прокурором. Прокурор отменяет меру пресечения в виде содержания под стражей в связи с истечением его срока по делу, поступившему с обвинительным заключением (ч. 2 ст. 221); отменяет любую меру пресечения, когда прекращает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом (п. 3 ч. 1 ст. 226). Прокурор также уполномочен отменить незаконное постановление дознавателя об избрании меры пресечения (п. 6 ч. 2 ст. 37) и требовать от следственных органов устранения нарушений законодательства об избрании и применении меры пресечения (п. 3 ч. 2 ст. 37).

Не требуется согласие руководителя следственного органа или прокурора для отмены меры пресечения в связи с отпадением общих или специальных оснований для ее применения.

Смысл данной нормы отмечает, тот факт, что избрание той или иной меры пресечения не является окончательным. В зависимости от изменения оснований ее применения она может изменяться (на более мягкую или более строгую) или вовсе отменяться, при условии, что отпала необходимость ее применения.

Меры пресечения - это процессуальные средства ограничения личной свободы обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, применяемые для предотвращения возможных процессуальных нарушений с их стороны, а также для обеспечения исполнения приговора. В общем виде меры пресечения обеспечивают надлежащее поведение обвиняемого или подозреваемого.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Роль социального фактора в Челябинской городской Думе
Сотрудники аппарата Думы являются муниципальными служащими города Челябинска. Права и обязанности муниципальных служащих устанавливаются законодательством РФ и Челябинской области, правовыми актами г ...

Понятие и основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными орган ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru