Анализ правовых норм, регулирующих правовой статус руководителя организации

Закон и право » Вопросы определения материальной ответственности руководителя организации » Анализ правовых норм, регулирующих правовой статус руководителя организации

Страница 4

При этом, считаем, что в конкретном наименовании должности понятие «руководитель», как общее для всех должностных лиц, являющихся представителем работодателя, использоваться не может.

Вышеуказанное понятие формулировалось применительно к сфере труда, но с некоторыми дополнениями может быть принято в качестве универсального. Считаем возможным, установить в трудовом праве понятие «руководитель организации», являющееся одинаково верным для характеристики данного субъекта как в отношениях, регулируемых нормами трудового права, так и в правовой системе России в целом.

В науке трудового права дискуссионным является вопрос о моменте возникновения трудовой и гражданской правосубъектности, по которому не существует единой позиции.

Значительная часть правового статуса руководителя организации может быть реализована только с момента наступления правосубъектности работодателя, которая рассматривается как совокупность правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. На формирование специальной правосубъектности руководителя организации существенное влияние оказывает гражданская правосубъектность организации. Момент наступления гражданской правосубъектности работодателя служит определяющим фактором при реализации прав и обязанностей руководителя, что представляет собой важный элемент его трудоправового статуса

Представляется, что анализ действующих норм российского законодательства не дает основания сделать вывод о возникновении у юридических лиц трудовой правосубъектности ранее, чем появилась гражданская правосубъектность. Автор считает, что для реализации работодательской правосубъектности организация должна быть не только зарегистрирована, но и иметь фонд оплаты труда, определить численность рабочих и штат служащих.

В результате рассмотрения особенностей прав и обязанностей руководителя организации как основополагающего элемента правового статуса работника, выявлены определенные закономерности. Для получения представления обо всей совокупности прав и обязанностей руководителя необходимо обращаться к нормам не только трудового, но и иных отраслей российского права. В каждом специальном законе, посвященном регулированию деятельности того или иного вида юридического лица, содержится положение с перечнем полномочий единоличного исполнительного органа данной организации. Помимо этого обычно устанавливаются правила определения пределов полномочий руководителя как исполнительного органа в иерархии органов управления организацией.

Приведем систематизированный перечень обязанностей, который может быть положен в основу трудового договора с руководителем. Выделенные группы прав и обязанностей не являются полностью обособленными, а именно в своем гармоничном сочетании образуют комплексную трудовую функцию руководителя. Предложенное деление трудовой функции руководителя на группы функций призвано создать основу для полного и систематизированного описания прав и обязанностей руководителя в рамках трудового отношения по управлению организацией.

Итак, как представляется, можно выделить пять основных групп прав и обязанностей руководителя, реализация которых входит в его трудовую функцию:

1. Права и обязанности руководителя по организации производственного процесса внутри компании и руководству текущей деятельностью.

Обязанности руководителя по организации работы и эффективного взаимодействия структурных подразделений организации являются основными обязанностями единоличного исполнительного органа юридического лица. Выделение и классификация основных элементов, составляющих рассматриваемую группу обязанностей первого лица организации, производилось многими учеными-экономистами. В частности, французский исследователь Анри Файоль (1841-1925) выделил пять основных элементов управления из которых, по его мнению, складывается функция администрации: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль. Указанные «пять элементов администрации» нашли дальнейшее развитие в трудах Лютера Гьюика – видного систематизатора «классической» теории управления. Он формулирует и раскрывает следующие функции управления:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Это интересно:

Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления
Федеральный закон об обращении граждан, мог установить общие принципы работы с обращениями, и унифицировать сроки, стандарты их реализации и рассмотрения, после почти 10-летних споров, был, наконец, ...

Ежегодные оплачиваемые дополнительные отпуска
Дополнительные отпуска за работу с вредными условиями труда. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью от 7 до 41 календарног ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru