Система источников административного права

Закон и право » Источники административного права Российской Федерации » Система источников административного права

Страница 1

Все действующие источники административного права образуют целостную, регулируемую систему.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и так далее) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах. Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права, а всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенностью СИАП является многообразие источников (законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов). Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

Также СИАП отличается огромным объемом по числу входящих в нее источников. Это, прежде всего, объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела "административное законодательство", а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин "законодательство", хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.

Еще одной особенностью системы источников административного права является ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и другое. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.

Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать.

Основные направления этой работы: повышение качества, взаимосвязи правовых норм; принятие всех необходимых для проводимых реформ норм; усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации; устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и другое). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов - поиск нужных источников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Социальные отпуска
Социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования без отрыва от производства, удовлетворения семейно-бытовых потребнос ...

Определение договора возмездного оказания услуг по гражданскому праву РФ
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется опла ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru