Система источников административного права

Закон и право » Источники административного права Российской Федерации » Система источников административного права

Страница 1

Все действующие источники административного права образуют целостную, регулируемую систему.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и так далее) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы административного права содержатся не только в законах, но и в подзаконных актах. Административное законодательство следует понимать как систему законов, в которых имеются нормы административного права, а всю совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенностью СИАП является многообразие источников (законы и подзаконные акты федеральных, региональных, муниципальных органов). Изменяют административное право своими актами и законодательная, и исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной власти являются источниками административного права.

Также СИАП отличается огромным объемом по числу входящих в нее источников. Это, прежде всего, объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела "административное законодательство", а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин "законодательство", хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции.

Еще одной особенностью системы источников административного права является ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной администрации непосредственно влияют экономика, политика, а также огромные размеры самого административного права и системы его источников и другое. Нестабильность СИАП связана и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного права.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса нет, и его невозможно создать. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России.

Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать.

Основные направления этой работы: повышение качества, взаимосвязи правовых норм; принятие всех необходимых для проводимых реформ норм; усиление роли законов в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной администрации; устранение пробелов в административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и учащихся, гражданскую альтернативную службу и другое). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов - поиск нужных источников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях с местными бюджетами
Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также предусматривает, что органы местного самоуправления могут ...

Условия действительности сделки
Действительность сделки означает признание за ней качеств юридического факта, порождающего тот правовой результат, к которому стремились субъекты сделки. Действительность сделки определяется законода ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru