Судебная защита прав потребителей

Закон и право » Защита прав потребителей » Судебная защита прав потребителей

Страница 3

Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам).

После вступления в силу решение, вынесенное по иску в защиту прав неопределенного круга потребителей, является обязательным (преюдициальным) для суда, рассматривающего иск конкретного потребителя к исполнителю, в части вопросов, имели ли место соответствующие действия и совершены ли они исполнителем. При удовлетворении подобных исков суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. На практике данный способ защиты активно применяется территориальными органами Роспотребнадзора, а также органами прокуратуры.

При этом исковые требования, предъявленные в защиту прав неопределенного круга потребителей, не могут включать какие-либо имущественные притязания: о повторном выполнении работ (услуг), взыскании убытков, неустойки и компенсации морального вреда.

Основная проблема видится в отсутствии правовой регламентации ряда ключевых элементов, входящих в процессуальный механизм защиты прав потребителей. Некоторые авторы вполне обоснованно указывают на необходимость создания специальных норм, регулирующих вопросы судебной защиты прав потребителей в отношениях с иностранными контрагентами, прежде всего в отношении сроков извещения таких контрагентов по этим делам, а также четкой регламентации права потребителя защищать свои права в третейских судах.

Несмотря на формальное отсутствие в Законе "О защите прав потребителей" права потребителя на обращение за защитой своих прав в третейские суды, потребитель все-таки имеет возможность разрешать возникший спор в третейских судах.

Однако в настоящий период проблемы гарантий потребителей в случаях обращения к третейской защите связываются с неопределенностью вопросов предоставления льгот по третейскому сбору и права на выбор конкретного суда. Представляется, что данные вопросы должны быть логично отражены в нормах Закона "О защите прав потребителей".

Процессуальный статус гражданина, участвующего в рассмотрении гражданского дела на стороне потребителя, требует более последовательного подхода со стороны законодательства. В частности, учитывая неравенство сторон в процессе (гражданин, как известно, изначально более слабая сторона), целесообразно найти необходимый баланс в распределении бремени доказывания (представления доказательств) между сторонами.

В этой связи не случайно предлагается исключить из Закона "О защите прав потребителей" обязанности самого потребителя по доказыванию определенных обстоятельств (п. 6 ст. 18, п. п. 5 и 6 ст. 19, п. п. 4 и 5 ст. 29 Закона "О защите прав потребителей").

Однако при совершении сделок с участием потребителей возникает множество проблем, связанных с необходимостью защиты прав потребителей независимо от того, какие технические средства применяются для совершения сделок. Ряд проблем характерен как для национального, так и для международного частного права. Это, в частности, проблемы возврата товара, предъявления претензий потребителями.

Тем не менее проблема трансграничной торговли нашла определенное решение на уровне международного законодательства. Еще с конца XX в. развивается новый вид международного сотрудничества - сети по разрешению споров с участием потребителей. Речь идет о создании компьютерных сетей, в которых посредством электронных коммуникаций осуществляется сотрудничество по разрешению споров с участием потребителей.

В 1992 г. создается Международная сеть по защите потребителей и исполнению решений (ICPEN (ИКПЕН)). На конференции в Лондоне представители ведомств по добросовестной торговле и защите прав потребителей из 19 государств, а также представители ОЭСР и ЕС подписали Меморандум о создании и деятельности ИКПЕН. Последняя редакция Меморандума относится к 2006 г. Меморандум представляет собой междуведомственное соглашение - разновидность международного договора.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Оценка доказательств
Оценка доказательств - мыслительная деятельность субъекта доказывания, которая состоит в том, что он, руководствуясь требованиями закона, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, ...

С чистого листа
Блестяще начатая прокурорская деятельность Александрова оборвалась неожиданно. В конце 1875 года он давал заключение по делу Суворина и Ватсона, обвинявшихся в клевете в печати. Прокурор решительно в ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru