Досудебный порядок урегулирования споров в сфере розничной купли-продажи

Закон и право » Защита прав потребителей » Досудебный порядок урегулирования споров в сфере розничной купли-продажи

Страница 2

Между тем соблюдение претензионного порядка может стать препятствием для потребителя при обращении за судебной защитой. При отклонении претензии или неполучении ответа в установленный срок заявитель имеет право предъявить иск в суд.

На международном уровне вопросы защиты прав потребителей во внесудебном порядке отражены в принятых Комиссией 30.03.1998 Рекомендациях 98/257/EC о принципах, применимых к органам, ответственным за внесудебное разрешение споров с участием потребителя. Этот документ раскрывает общие, основные идеи обеспечения механизма защиты прав потребителей в рамках процедуры досудебного урегулирования спора.

Досудебный порядок защиты прав потребителей является не чем иным, как случаем частноправового порядка защиты прав. Он включает как минимум две возможности: осуществление самозащиты и разрешение возникшего конфликта в рамках непосредственного взаимодействия потребителя и его контрагента. Последнее обычно происходит при помощи переговоров и претензионной процедуры, законодательство не исключает и применения медиации (посредничества). Думается, что совершенствование рассматриваемого частноправового порядка защиты прав потребителей можно произвести по этим направлениям. Не случайно в литературе предлагается наибольшее внимание в законодательстве уделить нормам, развивающим способы частноправового урегулирования. В частности, речь идет о непосредственном закреплении в Законе "О защите прав потребителей" открытого перечня применяемых потребителями на практике способов самозащиты: неисполнение встречных обязанностей (ст. 328 ГК РФ), реализация права на удержание и т.п.

Следует отметить, что досудебный порядок защиты прав потребителей не сводится только к предъявлению претензии. Как указано выше, в настоящее время постепенно получает развитие медиация (посредничество) в спорах с участием потребителей. В практике разрешения названных конфликтов зачастую активную роль играют различные общественные объединения потребителей, функционирующие на основе ст. 45 Закона "О защите прав потребителей". Не умаляя роль общественных объединений в механизме медиации, в качестве посредников могут выступать и частные лица, имеющие соответствующий опыт урегулирования конфликтов и примирения сторон.

Следует учесть, что развитию института медиации способствует и современная нормативная база. В частности, в настоящее время действует Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", целями которого являются: применение в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации); содействие развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота; гармонизация социальных отношений.

Представляется логичным на уровне законодательства о защите прав потребителей решение вопроса относительно обязательности проведения медиации, а также разумных и сбалансированных с учетом интересов сторон правил о распределении расходов на проведение указанной процедуры.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Индексация и валоризация
Размер страховой части трудовой пенсии по старости и размеры трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер страховой части трудово ...

Общественно опасные последствия
Показателем, характеризующим преступление, являются последствия. Преступные последствия могут быть классифицированы следующим образом: имущественный, моральный, физический и иной вред, причиняемый пр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru