Содержание права на информацию, на просвещение в области защиты прав потребителей

Закон и право » Защита прав потребителей » Содержание права на информацию, на просвещение в области защиты прав потребителей

Страница 2

Законодательство о защите прав потребителей (ст. ст. 8, 9, 10 Закона "О защите прав потребителей") содержит положения, определяющие круг сведений, которые относятся к необходимой информации о товарах (работах, услугах), лицах, их предоставляющих, а также отдельные требования к форме и способу их предоставления. В статье 12 Закона "О защите прав потребителей" установлена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре, схема представлена в приложении 6.

Тем не менее законодательство в принципе не допускает рекламу, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (п. 7 ст. 5 Закона "О рекламе"). Что касается отсутствия или неполноты существенной информации, то речь идет не о предоставлении информации о товаре (работе, услуге) в полном объеме, а о таком указании тех или иных преимуществ без указания условий их реализации. Потребителям в таких случаях следует иметь в виду, что п. 4 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусматривает правовую презумпцию об отсутствии у потребителей специальных знаний о товарах, работах, услугах.

Как подчеркивают отдельные специалисты, критерии определения недобросовестных действий в действующем законодательстве не нашли достаточного осмысления, особенно права потребителя на информацию как первоочередного, исходного права, позволяющего потребителю сделать в итоге действительно правильный выбор. Осуществление названного субъективного права является основанием для реализации всех остальных потребительских прав. Не случайно и вполне справедливо предлагается внести в Закон РФ "О защите прав потребителей" норму, обязывающую исполнителей (продавцов) проявлять добросовестность и не допускать недобросовестные условия при составлении гражданско-правовых контрактов, а также недобросовестные формы предоставления информации потребителю. Таким образом, в данном случае существуют достаточно четкие требования, касающиеся предоставления рекламной информации.

Введение потребителя в заблуждение относительно какого-либо продукта (услуги) может быть вызвано вследствие некорректного перевода текста рекламы. В известной ситуации искажение смысла передаваемой информации влечет гражданско-правовую ответственность предпринимателя перед потребителем, поскольку последний вправе будет потребовать возмещения причиненного вреда.

Просвещение субъектов потребительских отношений - актуальная проблема. И, как справедливо отмечается в литературе, в сравнении со своими контрагентами потребитель о своем правовом статусе, скорее всего, имеет лишь поверхностное представление. Содействовать в надлежащем выполнении информационных обязанностей со стороны изготовителя (продавца, исполнителя) могут в известной мере необходимые основы знаний о правилах в потребительской сфере, в том числе у самих граждан, заказывающих товары (услуги) для своего личного потребления. Приоритетным направлением в развитии информационной базы у обычных потребителей являются специальные инструменты правового просвещения в области защиты их прав.

Решающее значение в регулировании решения вопросов просвещения имеют нормы международных актов, в которых закреплены основные направления государственной политики в сфере защиты прав потребителей, а также ориентиры для национальных законодательств. В первую очередь имеются в виду Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, определяющие концептуальные вопросы в сфере охраны потребительских прав, выборочно содержание которых представлены в Приложении 7. Напомним, что Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения по просвещению, государственной и общественной защите интересов потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Система информирования потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом "О защите прав потребителей", а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, издания соответствующих журналов и другой литературы и т.п.

На уровне федеральных органов исполнительной власти решающую роль в деле правовой осведомленности граждан о своих потребительских правах играет Роспотребнадзор, которым определяются основные направления деятельности по повышению уровня правовых знаний граждан в области защиты прав потребителей. Так, в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) от 24.03.2008 N 01/2555-8-32, такие направления представлены в Приложении 8.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Компетенция субъекта Российской Федерации в отношениях с местными бюджетами
Конституция Российской Федерации устанавливает, что органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также предусматривает, что органы местного самоуправления могут ...

Обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе
Уголовно-процессуальный институт отводов является гарантией независимого и беспристрастного правосудия, необходимой предпосылкой соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизво ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru