Основные понятия о защите прав потребителя в сфере розничной купли-продажи

Закон и право » Защита прав потребителей » Основные понятия о защите прав потребителя в сфере розничной купли-продажи

Страница 1

Основные категории законодательства о защите прав потребителей позволяют полнее понимать суть и получать достаточно определенное представление о механизме реализации прав граждан в потребительской сфере и сфере розничной купли-продажи. В целях правильного применения норм, регулирующих отношения с участием граждан-потребителей, законодательство о защите прав потребителей содержит ряд ключевых понятий, следует последовательно раскрыть содержание предложенных законодателем для целей правоприменения категорий, сами основные понятия представлены.

Потребитель. В научных исследованиях категория "потребитель" в рыночных отношениях рассматривается в качестве ключевой. Как справедливо подчеркивает Н.А. Резина, " .одним из основных субъектов потребительского рынка является потребитель". Потребитель является активным участником потребительского рынка, - это особый правовой статус человека, который участвует в соответствующих отношениях. По мнению Е.Ю. Ланиной о наличии в связи с этим, у потребителя помимо общих, и специальных прав. Особенность потребительской правоспособности заключается в том, что для ее реализации гражданину приходится вступать в отношения с заранее противопоставленными ему субъектами, многие из которых несут установленные законодательством обязанности в рамках осуществления потребителем его прав, защиты его законных интересов. Если обратиться к зарубежной практике, то можно встретить различное понимание термина "потребитель", обусловленное, как правило, с одной стороны, экономическими, а с другой - правовыми подходами к его содержанию. Если за рубежом потребитель обозначается как "человек", "физическое лицо", то российский законодатель использует обобщающий термин "гражданин". Это обстоятельство имеет существенное значение, поскольку физическим лицом является не только гражданин как таковой, но и индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ), выступающий в потребительских правоотношениях на противоположной потребителю стороне - в качестве продавца (изготовителя, исполнителя). Кроме того, российский законодатель не воспользовался при конструировании понятия "потребитель" распространенными также в зарубежных литературе и законодательстве терминами: "конечное лицо", "конечный потребитель", "личный (конечный) потребитель", "пользователь товара". Такая позиция законодателя представляется вполне разумной, поскольку в реальной действительности не всегда потребитель - приобретатель товара пользуется им или использует, потребляет его непосредственно (лично) - он может использовать его, скажем, для кормления животных (например, Whiskas - кошкам). В одном из переведенных с английского на русский язык словарей справедливо отмечается, что покупатель (под которым понимается consumer - потребитель) не всегда является потребителем товара. Следует учесть, что законодательство при формулировании понятия "потребитель" использовало ряд существенных признаков, каждый имеет самостоятельное юридическое значение. Потребителем признается гражданин, который: - имеет намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги); - заказывает, приобретает товары (работы, услуги); - использует товары (работы, услуги).

Первый из означенных признаков (намерение) означает, что некоторые нормы Закона РФ "О защите прав потребителей" применимы еще на преддоговорной стадии, до возникновения конкретного правоотношения между изготовителем (продавцом, исполнителем) и гражданином-потребителем. Второй признак (заказывает, приобретает) знаменует собой начало возникновения конкретного потребительского правоотношения, участниками которого являются сам гражданин-потребитель и индивидуализированный продавец (изготовитель) либо исполнитель. И, чрезвычайно важен третий признак, признающий потребителем гражданина, непосредственно использующего товары (работы, услуги). Под потребителем понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Иначе говоря, потребителем является как гражданин, купивший мобильный телефон, так и гражданин, который пользуется этим телефоном (например, член семьи гражданина, купившего телефон; гражданин, которому этот телефон был подарен).

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Иные периоды работы для начисления досрочной пенсии
Итак, мы рассмотрели периоды работы, включаемые в стаж для начисления досрочной пенсии, предусмотренные Правилами, но приведенный в них перечень не является исчерпывающим. В силу п. 2 Правил при исчи ...

Форма и содержание кредитного договора
Кредитный договор должен быть заключён в письменной форме (ст. 820 ГК). Обычно кредитные организации используют разработанные ими проформы таких договоров. Иногда такие формуляры или стандартные блан ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru