Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Закон и право » Защита прав и интересов физических лиц в сфере судопроизводства » Конституционное регулирование защиты основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Страница 5

Конституция не называет в качестве субъекта защиты прав и свобод человека и гражданина суды общей юрисдикции. Указание в ст. 18 Конституции Российской Федерации на то, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, не равнозначно защите их судом. Правосудие – это деятельность судебных органов по выявлению истины и разрешению дела в интересах справедливости. Суд в любом споре обязан защищать права и интересы обеих сторон и не может занять позицию гражданина в споре с государством. Все равны перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции). Защита судом прав и свобод человека и гражданина выражается в справедливом решении или приговоре. Если они справедливы, то защита состоялась. Это опосредованная защита. Функцию непосредственной защиты прав и свобод человека и гражданина законодатель передал Конституционному Суду Российской Федерации, а также прокуратуре и другим органам государственной власти Российской Федерации. Субъектом конституционной защиты следует признать многонациональный народ Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ст. 3 Конституции).

Введением только пропорциональной системы выборов сложно реализовать ст. 3 Конституции Российской Федерации, т.е. избиратели, не состоящие в политических партиях, не могут в полной мере осуществлять публичную власть через избрание в представительные органы. При мажоритарной или смешанной избирательной системе право быть избранным действует непосредственно, что и предусмотрено ст. 18 Конституции Российской Федерации.

Деятельность субъектов защиты прав и свобод человека и гражданина осуществляется в закрепленных конституционных формах – в форме государственной, судебной, международной, коллективной защиты и в форме самозащиты – методами политическими, социально-экономическими, конституционно-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми, гражданско-правовыми.

Распределение компетенции в федеральном государстве связано с государственно-правовым разделением властей по вертикали, что призвано совершенствовать защиту прав граждан.

Основные права, закрепленные в Конституции Российской Федерации, являются в равной мере обязательными как для федерации в целом, так и для ее субъектов. Они образуют определенный унитаристский момент. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации могут расширить в сфере своего действия защиту этих прав, но ограничить их, понизить меру свободы по сравнению с той, которую определяет Конституция Российской Федерации, не могут в большей степени, чем Основной закон. Они не должны устанавливать ограничения для определенной группы носителей основных прав (ч. 3 ст. 56 Конституции).

Защищать права и свободы человека и гражданина означает достичь состояния гармонии в отношениях между человеком, обществом и государством. Это возможно в случае сбалансированности всех интересов, приведения их к состоянию достаточного совпадения. У человека, общества и государства есть один общий интерес – права и свободы человека и гражданина и их защита.

Преодоление противоречий между личностью, обществом и государством – задача, далеко выходящая за рамки юридического способа регулирования этой несогласованности. Она предполагает применение различных средств влияния на общественную жизнь. Но конституционной защите, реально обеспеченной принудительной силой государства, принадлежит главная организующая роль в процессе защиты прав и свобод человека и гражданина.

Современный мир оказался перед лицом новых вызовов: международный терроризм, экстремизм, наркобизнес, эпидемии, природные и техногенные катастрофы – это не должно, согласно Конституции Российской Федерации, сопровождаться неоправданными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, отказом от них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность (систему) установленных нормами административного права элементов и признаков, характеризующих деяние как административное прав ...

Государственное устройство
Испания – унитарное государство с высокой степенью децентрализации. В административно-территориальном отношении страна делится на 50 провинций, входящих в 17 автономных сообществ. Три последние (Ката ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.burami.ru