Эпизод для примера

Страница 2

Подобное суждение логично сочетается с принципами организации в Казахстане специального административного правосудия. Новая модель устройства судебной системы вызывает справедливые вопросы: «А есть ли на теоретическом уровне ясность в самой концепции административного правосудия, в соотношении его с конституционным понятием «административное судопроизводство» и традиционно используемым понятием «административная юстиция»? Что предполагается отнести к компетенции таких судов? Не имеет ли здесь место просто гражданское судопроизводство, где в качестве средства правовой защиты выступает не иск, а жалоба? Нет ли необходимости унифицировать процесс и рассматривать дела в одном производстве - исковом?»/27/

Учитывая острую практическую необходимость, термин «административная юстиция» предлагается закрепить легально - в главе 2 КоАП или среди норм ст. 1 Закона РК от 27.11.2000 г. «Об административных процедурах». Помимо отмеченных выше смысловых оттенков понятия «административная юстиция», в нем следует особо выделить: а) деятельность уполномоченных государственных органов по защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (подвластных субъектов); б) систему ответственности и обязанностей государственных органов и должностных лиц перед подвластными субъектами.

2) В административном законодательстве Республики Казахстан в виде самостоятельного принципа должна быть закреплена этическая идея, отвечающая духу формулы: «клиент всегда прав». Под словом «клиент» здесь условно понимается любой подвластный субъект, рассчитывающий на компетентную помощь и поддержку, вежливое и внимательное отношение, исполнительность и порядочность уполномоченного государственного органа или должностного лица. Саму деятельность государственного аппарата следует рассматривать как оказание государственных услуг казахстанским резидентам, а также в особых случаях - прочим субъектам (иностранным гражданам и юридическим лицам, апатридам, международным организациям).

3) На текущий момент в Республике Казахстан, наряду с Указом Президента РК № 328 от 21.01.2000 г. «Об утверждении Правил служебной этики государственных служащих Республики Казахстан», действует около десятка подзаконных актов, регламентирующих вопросы служебной этики сотрудников различных государственных органов. Между собой эти юридические акты ничем принципиально не отличаются. Их практическая польза для граждан и частных организаций остается сомнительной.

Необходимо принятие единого Этического кодекса (или Кодекса этики) государственного служащего - нормативного правового акта, объединяющего комплекс (систему) правовых норм о задачах, принципах, содержании и прочих особенностях пристойного поведения государственных служащих Республики Казахстан. Подобному кодексу в иерархии казахстанских нормативных правовых актов (ст. 4 Закона «О нормативных правовых актах») должно быть отведено место, равное с другими действующими кодексами. Реализация этого мероприятия, зависящая, прежде всего, от высокой политической воли, окажет больший практический эффект, нежели пропаганда должной культуры отношений государственных служащих и подвластных субъектов.

4) Закон РК от 04.07.1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства», по убеждению многих специалистов, является лаконичным, простым и эффективным, с позиции защиты частного предпринимательства, нормативным правовым актом. В нем достаточно прогрессивных норм (см., например: ч. 2 п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 13, п. 1 и п. 5 ст. 20 и т.д.). Возможность единообразного применения отмеченных норм была «размыта» (см. ст. 6 Закона «О нормативных правовых актах») после принятия Законов РК от 9.06.1998 г. «О недобросовестной конкуренции», от 19.01.2001 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», от 23.01.2001 г. «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», Налогового и Бюджетного кодексов и некоторых других законодательных актов. В целях обеспечения подлинной защиты прав, свобод и законных интересов частных предпринимателей, установления единых принципов правового регулирования предпринимательской деятельности, устранения законодательных коллизий, когда фактически действующие нормы подменяются новыми, иными по смыслу, необходимо придать Закону «О защите и поддержке частного предпринимательства» конституционный статус. Тогда его положения станут юридически «сильнее» норм кодексов и других специальных законодательных актов, во многом запутанных и потому толкуемых на усмотрение чиновников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие и цели толкования норм права
Термин "толкование" (interpretatio) многозначен. Под толкованием (истолкованием) зачастую понимается любой познавательный процесс, направленный на объяснение явлений природы или общественны ...

Судебная и международная защита прав и свобод
Конституция РФ в ч.1. ст. 46 говорит о том, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Этот вид защиты наиболее эффективен и доступен каждому человеку, поскольку в суд могут быть ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru