Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции

Закон и право » Проблемы административной юстиции Республике Казахстан » Проблемы административной юстиции как вектор гражданской позиции

Страница 2

Обращаем внимание! К моменту принятия КоАП страна, провозгласившая принципы рыночного хозяйства (см. ч. 2 ст. 11 Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан»), десятый год (с момента провозглашения независимости) жила по «социалистическому» Кодексу КазССР от 22.03.1984 г. «Об административных правонарушениях». Значит, новый кодекс был не просто полезен, а жизненно необходим, несмотря на все его недостатки.

Пару слов об избранном предпринимателями методе изложения аналитического материала. Он - сугубо критический, что видно даже по так называемым позитивным замечаниям. К примеру, в самом начале отмечается: «Впервые за годы существования суверенного Казахстана вопросу об административных барьерах уделяется пристальное внимание. Наиболее актуальной эта тема стала в последние годы, когда в начале 2001 года был введен в действие Кодекс РК «Об административных правонарушениях»… принятие которого было тихим и незаметным, в лучших традициях эпохи развитого социализма». Эта цитата открывает широкий простор для резких контраргументов!

Во-первых, разберемся с терминологией. Что такое «административные барьеры»? В широком понимании «барьер» - это «преграждение, препятствие для чего-нибудь»./11/ В специальном смысле, к примеру, введение карантина на определенной территории по решению местного исполнительного органа (ст. 27 Закона РК от 10.07.2002 г. «О ветеринарии») - это административный барьер. Так ли он плох в случае массового возникновения заразных болезней животных?

Во-вторых. Вся властно-управленческая деятельность государственного аппарата - это история административных барьеров. Порой, в духе времени, жестких (запрет предпринимательства, уголовное преследование за его осуществление), впоследствии смягченных новой политической идеологией. И определение компетенции государственных органов напрямую связано с административными барьерами, поскольку означает решение вопроса о том, какие из этих барьеров относятся к ведению соответствующего госучреждения. Значит, отмеченному вопросу не «впервые за годы существования суверенного Казахстана», а постоянно уделяется пристальное внимание.

В-третьих, предприниматели заблуждаются, полагая, что в эпоху «развитого социализма» принятие законов было «тихим и незаметным». В обоснование своих доводов мы обращаемся к воспоминаниям академика С. Алексеева, опубликованным в книге «Избранное: Наука права. Общесоциальные проблемы. Публицистика» (М.: Статут, 2003). Ученый красочно описывает работу сотворцов проекта союзного закона об арендном подряде (см., например, стр. 315 - 323). Для составления целостной картины о советском законотворческом процессе следует ознакомиться и с работами казахстанских авторов: Ю. Басина, А. Диденко, М. Сулейменова, Б. Покровского, А. Худякова, В. Жакенова (исследования цивилистической направленности)./12/ В целях всестороннего ознакомления полезна специальная юридическая литература по законодательной технике. Назовем несколько работ соответствующего периода: «Язык закона». Под ред. А. Пиголкина. М.: Юридическая литература, 1990; Савицкий В. «Язык процессуального закона. Вопросы терминологии». М., 1987; Грязин И. «Текст права. Опыт методологического анализа конкурирующих понятий». Таллин, 1983 и т.д. Помимо интересного научного анализа в перечисленных работах излагаются примеры из опыта законотворческой деятельности советских правоведов. Эти примеры помогут составить точное представление о том, как разрабатывалось и принималось законодательство «эпохи развитого социализма».

Любой современный юрист-практик подтвердит, насколько легко и четко воспринимаются тексты многих советских кодификаций в сравнении с их современными аналогами. «В результате правильное понимание и применение законов на практике становится все более проблематичным даже для профессиональных юристов, не говоря уже о простых гражданах»./13/ Простота восприятия советских кодифицированных норм - результат их тщательной, массовой (группой специалистов разного профиля: юристов, экономистов, лингвистов, хозяйственников и т.д.) проработки. Ни о каком «тихо и незаметно» в таких условиях не могло быть и речи. Хотя, признаем, из любого правила бывают исключения.

В-четвертых. С современными недостатками процедуры принятия КоАП можно отчасти согласится. Он принят 30.01.2001 г., введен в действие Законом РК от 30.01.2001 г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях». Причем вводный закон не содержал точной даты начала применения КоАП, в нем по этому вопросу присутствовала лишь общая формула «со дня введения в действие Кодекса». Этот день исчислялся по общему правилу Закона «О нормативных правовых актах»: законы, если в них не указаны иные сроки, вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после их первого официального опубликования (пп. 1 п. 1 ст. 36). КоАП был полностью официально опубликован в газете «Казахстанская правда» от 15.02.2001 г. №№ 44 - 45. Значит, введен в действие с 25.02.2001 г. Что ж, такова нормативно установленная процедура и, к сожалению, практика принятия многих казахстанских нормативных правовых актов: нет продолжительного временного разрыва (полгода, год) между принятием акта и введением его в действие. Отдельные пороки отмеченной процедуры справедливо критиковались казахстанскими цивилистами./14/ Однако рассмотренное обстоятельство не позволяет считать КоАП «коррупционным». В таком суждении, выведенном из посторонней посылки - процедура введения КоАП в действие непрактична, - отсутствует элементарная логика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные инт ...

Зарубежный опыт поддержки малого и среднего предпринимательства
Уровень развития малого бизнеса напрямую определяет степень развития экономики государства в целом. Достаточно упомянуть, что на 1000 российских граждан приходится примерно около 6 предпринимателей, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.burami.ru